08.09.2020
«Комната
сказок» - одно из условий коррекционного сопровождения ребенка
Федосеева М.В., старший воспитатель
Гудошникова О.А., учитель-логопед МАДОУ «Кондратовский детский сад
«Ладошки»
д. Кондратово, Пермский район
В статье рассмотрены вопросы
коррекции нарушений речи по средствам развивающей предметно-пространственной
театрализованной среды «Комнаты сказок».
Дети дошкольного возраста слишком много
времени проводят за гаджетами и оказываются в социальной изоляции, словарный
запас детей слабо развивается, речь бедна, мало выразительна. Дети испытывают
трудности в общении. С каждым годом
число детей, имеющих речевые нарушения, неуклонно растет. По данным статистики
на сегодняшний день 6-7 детей из 10 нуждаются в специальной коррекционной
работе. При этом дефекты речи зачастую сопровождаются нарушениями в
эмоционально-волевой сфере. В связи с этим перед нами встала трудная задача
найти новый подход к обучению и воспитанию маленького человечка в гармонично
развитую личность.
ФГОС ДО определяет социально–коммуникативное
развитие ребенка как способность устанавливать и поддерживать необходимые
контакты с другими людьми.
Одним из эффективных средств развития речи,
коммуникативного и сенсорного развития является создание развивающего,
театрального, сказочного пространства, в котором есть возможность реализовать
все виды театрализации. «Уголки театральные» всегда занимают почетное место в
каждой группе детского сада, но хотелось с аккумулировать весть опыт педагогов
и создать особое пространство для коррекции нарушений речи, социализации
детей, развитие коммуникативных навыков, по средствам
театрализации и сказко-терапии.
Для этого и была создана «Комната сказок».
«Комната сказок» позволила решить следующие
задачи:
Задачи:
1. Коррекция и развитие коммуникативной сферы детей
2. Коррекция и развитие эмоционального восприятия
детей
3. Развитие речи
4. Развитие мелкой моторики
5. Развитие творческих способностей ребенка и
презентация способностей и возможностей семье ребенка, его ближайшему окружению
6. Развитие пространственного восприятия и
зрительно-двигательной координации.
7. Развитие фантазии и воображения.
Созданные современные условия влияют на общее
состояние ребенка, его эмоциональная настроенность – важное условие успешности
комплексной работы. Необходимо стремиться к тому, чтобы сделать посещение
ребенком занятий в «Комнате сказок» было не только полезным, но и радостным,
интересным, ярким и содержательным, создавая атмосферу радости детского
творчества, сотрудничества.
Участие детей в самых примитивных
драматизациях с использованием кукол помогает детям осваивать с помощью игры
социальный опыт, т. к. для детей игра в этом возрасте - основной вид
деятельности, постоянно перерастающий в работу (обучение).
Что бы реализовать поставленную цель была создана
театральная среда – «Комната сказок».
В
развивающую среду «Комнаты сказок» входит:
Театр Би-Ба-Бо - Посредством куклы, одетой на руку,
дети говорят о своих переживаниях, тревогах и радостях, поскольку полностью
отождествляют себя (свою руку) с куклой.
При игре в кукольный театр, используя куклы Би-ба-бо,
невозможно играть молча!
Поэтому именно эти куклы часто используют в своей
работе логопеды, психологи и педагоги.
Куклы бибабо обычно действуют на ширме, за которой скрывается
кукловод.
Пальчиковый
театр представляют замечательную возможность не только играть, но и
развивать мелкую моторику. Игры с пальчиковыми куклами помогают малышу лучше
управлять движениями собственных пальцев. Играя вместе со взрослыми или в компании
сверстников, ребенок овладевает навыками общения, разыгрывает различные
жизненные ситуации с куклами, развивающими воображение ребенка.
Театр
масок – каждый ребёнок берет на себя роль определенного героя и находится в
образе – сказке.
Теневой
театр – Развивают творческие способности. Развивает воображение,
фантазию. Содействуют эстетическому воспитанию. Развивают ловкость, умение
управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде
деятельности.
Действуя с различными картинками, у ребенка
развивается мелкая моторика рук, что способствует более успешному и
эффективному развитию речи.
Театры размещены в трех волшебных сундуках, что создает особую
сказочность и является атрибутом практически всех русских сказок.
Ребенок учится осознавать себя – как герой, с
соответствующими ему повадками, он учится управлять своим телом и не. Он учится
располагать себя на сцене в определенных мизансценах. Узнает, что есть порядок
появления героев. Он учится вести диалог с другим героем по тексту, понимать, что
от этого зависит развитие сюжета и осознавать, как это приблизительно выглядит
со стороны.
В «Комнате сказок» есть ширма, используя
ее, можно показывать маленькие спектакли.
«Комната сказок» оснащена проектором и экраном, где можно
показывать презентации и «Кино», разбирать сценические упражнения,
просматривать выступления и обучаться сценическим приемам.
На окне располагается рулонная штора не
пропускающая свет, для удобного просмотра теневого театра и информации на экране
в любое время.
Родители сделали огромный «Дуб» - для
теневого и Би-Ба-Бо театра.
У «Дуба» есть двери – можно закрываться, что
вызывает особую сказочность представления и окошко – со ставнями – «Дупло».
Ставни открываются - сказка начинается.
Стены «Комнаты сказок» раскрашены сказочным
пейзажем с кустами, елями, а за дубом видна река «кисельные берега» с розовыми
облаками. «Избушка на курьих ножках»
сделана из объемных бревен и расположена на дверях, чтобы рассказчик, или
Баба-Яга могли эффектно зайти.
В «Комнате сказок» нет стульев, но там есть
очень мягкий с длинным ворсом зеленый ковер и цветы-седушки, цветов достаточно,
чтобы разместить всю группу детского сада.
В «Комнате сказок» есть «Туча» -
фибероптический модуль, с эффектом молнии и со спускающимися к полу светящимися
«струйками» дождя.
Работу в «Комнате сказок» проводят
воспитатели – занятия по развитию речи и окружающий мир.
Педагог-психолог проводит занятия
Сказко-терапии – во второй половине дня с детьми с нарушением
эмоционально-волевой сферой.
Проводятся в «Комнате сказок» занятия с
детьми, не посещающими детский сад – 1 раз в неделю.
Учитель-логопед проводит занятия с детьми,
нуждающимися в коррекции речевых нарушений.
Результатом работы в комнате сказок является
творческое и духовное развитие ребенка, способного социально адаптироваться в
среде сверстников.
Ожидаемые результаты: развитие речи, обогащение
словаря, эмоциональная окраска речи, развитие мелкой моторики, координация
движений и слов (освоение социального опыта через игру и театрализованные
представления, позитивное отношение к окружающим.)
Ребенок сможет в рамках работы театральных занятий:
• Делать артикуляционную гимнастику.
• Правильно одевать на руку куклу
• Уметь произносить одну и ту же фразу или
скороговорку с разными интонациями
• Управлять правильно куклой и говорить за нее,
спрятавшись за ширму.
Способы проверки результатов работы в комнате сказок –
мониторинг успешности пополнения словарного запаса, коммуникативных навыков,
выразительности экспрессивной речи, участие в кукольном спектакле.
Таким образом, использование театральных средств,
атрибутов и их элементов в коррекционно-образовательном процессе значительно
повышает интерес у детей к логопедическим занятиям, способствует успешной
коррекции недостатков речевого развития детей. Применение элементов
театрализации оказывает положительное влияние на развитие экспрессивной речи,
повышает эффективность коррекции коммуникативной сферы. Наблюдается
значительное повышение речевой активности и коммуникативной направленности
речи, усвоение способов невербального общения: овладение мимикой, жестами,
использование их в практике общения; развитие связной, диалогической речи. Все
это свидетельствует об эффективности использования в работе логопеда
театрализованной деятельности.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.
·
Баряева Л.,
Вечканова И., Загребаева Е., Зарин А. Театрализованные игры-занятия.
С-Петербург, 2001 г.
·
Безруких
М.М. Сказка как источник творчества детей. М. 2001г.
·
Воспитываем
дошкольников самостоятельными. Сборник статей. С-Петербург, 2000 г.
·
Воронова
В.Я. Творческие игры старших дошкольников. Москва, 1981 г.
·
Ершов П.М.,
Ершова А.П., Букатов В.М.. Общение и режиссура воздействий на уроке.
Краснорярск. 1989 г.
·
Караманенко
Т.Н., Караманенко Ю.Г. Кукольный театр дошкольникам. Москва, 1982 г.
·
Маханева
М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. Москва, 2003 г.
·
Рыжова Н.А.
Не просто сказки. Москва, 2002 г.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 04.02.2024
Дата обновления: 04.02.2024
Дата публикации: 08.09.2020