«Комната сказок» - одно из условий коррекционного сопровождения ребенка

08.09.2020

«Комната сказок» - одно из условий коррекционного сопровождения ребенка

 

Федосеева М.В., старший воспитатель

Гудошникова О.А., учитель-логопед МАДОУ «Кондратовский детский сад «Ладошки»

д. Кондратово, Пермский район

 

В статье рассмотрены вопросы коррекции нарушений речи по средствам развивающей предметно-пространственной театрализованной среды «Комнаты сказок».

 

Дети дошкольного возраста слишком много времени проводят за гаджетами и оказываются в социальной изоляции, словарный запас детей слабо развивается, речь бедна, мало выразительна. Дети испытывают трудности в общении.  С каждым годом число детей, имеющих речевые нарушения, неуклонно растет. По данным статистики на сегодняшний день 6-7 детей из 10 нуждаются в специальной коррекционной работе. При этом дефекты речи зачастую сопровождаются нарушениями в эмоционально-волевой сфере. В связи с этим перед нами встала трудная задача найти новый подход к обучению и воспитанию маленького человечка в гармонично развитую личность.

ФГОС ДО определяет социально–коммуникативное развитие ребенка как способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми.

Одним из эффективных средств развития речи, коммуникативного и сенсорного развития является создание развивающего, театрального, сказочного пространства, в котором есть возможность реализовать все виды театрализации. «Уголки театральные» всегда занимают почетное место в каждой группе детского сада, но хотелось с аккумулировать весть опыт педагогов и создать особое пространство для коррекции нарушений речи, социализации детей, развитие коммуникативных навыков, по средствам театрализации и сказко-терапии.

Для этого и была создана «Комната сказок».

«Комната сказок» позволила решить следующие задачи:

Задачи:

1. Коррекция и развитие коммуникативной сферы детей

2. Коррекция и развитие эмоционального восприятия детей

3. Развитие речи

4. Развитие мелкой моторики

5. Развитие творческих способностей ребенка и презентация способностей и возможностей семье ребенка, его ближайшему окружению

6. Развитие пространственного восприятия и зрительно-двигательной координации.

7. Развитие фантазии и воображения.

Созданные современные условия влияют на общее состояние ребенка, его эмоциональная настроенность – важное условие успешности комплексной работы. Необходимо стремиться к тому, чтобы сделать посещение ребенком занятий в «Комнате сказок» было не только полезным, но и радостным, интересным, ярким и содержательным, создавая атмосферу радости детского творчества, сотрудничества.

Участие детей в самых примитивных драматизациях с использованием кукол помогает детям осваивать с помощью игры социальный опыт, т. к. для детей игра в этом возрасте - основной вид деятельности, постоянно перерастающий в работу (обучение).

Что бы реализовать поставленную цель была создана театральная среда – «Комната сказок».

 В развивающую среду «Комнаты сказок» входит:

Театр Би-Ба-Бо - Посредством куклы, одетой на руку, дети говорят о своих переживаниях, тревогах и радостях, поскольку полностью отождествляют себя (свою руку) с куклой.

При игре в кукольный театр, используя куклы Би-ба-бо, невозможно играть молча!

Поэтому именно эти куклы часто используют в своей работе логопеды, психологи и педагоги.

Куклы бибабо обычно действуют на ширме, за которой скрывается кукловод.

Пальчиковый театр представляют замечательную возможность не только играть, но и развивать мелкую моторику. Игры с пальчиковыми куклами помогают малышу лучше управлять движениями собственных пальцев. Играя вместе со взрослыми или в компании сверстников, ребенок овладевает навыками общения, разыгрывает различные жизненные ситуации с куклами, развивающими воображение ребенка.

Театр масок – каждый ребёнок берет на себя роль определенного героя и находится в образе – сказке.

Теневой театр – Развивают творческие способности. Развивает воображение, фантазию. Содействуют эстетическому воспитанию. Развивают ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Действуя с различными картинками, у ребенка развивается мелкая моторика рук, что способствует более успешному и эффективному развитию речи.

 

Театры размещены в трех волшебных сундуках, что создает особую сказочность и является атрибутом практически всех русских сказок.

Ребенок учится осознавать себя – как герой, с соответствующими ему повадками, он учится управлять своим телом и не. Он учится располагать себя на сцене в определенных мизансценах. Узнает, что есть порядок появления героев. Он учится вести диалог с другим героем по тексту, понимать, что от этого зависит развитие сюжета и осознавать, как это приблизительно выглядит со стороны.

В «Комнате сказок» есть ширма, используя ее, можно показывать маленькие спектакли.Хочу такой сайт

«Комната сказок» оснащена проектором и экраном, где можно показывать презентации и «Кино», разбирать сценические упражнения, просматривать выступления и обучаться сценическим приемам.

На окне располагается рулонная штора не пропускающая свет, для удобного просмотра теневого театра и информации на экране в любое время.

Родители сделали огромный «Дуб» - для теневого и Би-Ба-Бо театра.

У «Дуба» есть двери – можно закрываться, что вызывает особую сказочность представления и окошко – со ставнями – «Дупло». Ставни открываются - сказка начинается.

Стены «Комнаты сказок» раскрашены сказочным пейзажем с кустами, елями, а за дубом видна река «кисельные берега» с розовыми облаками.  «Избушка на курьих ножках» сделана из объемных бревен и расположена на дверях, чтобы рассказчик, или Баба-Яга могли эффектно зайти.

В «Комнате сказок» нет стульев, но там есть очень мягкий с длинным ворсом зеленый ковер и цветы-седушки, цветов достаточно, чтобы разместить всю группу детского сада.

В «Комнате сказок» есть «Туча» - фибероптический модуль, с эффектом молнии и со спускающимися к полу светящимися «струйками» дождя.

Работу в «Комнате сказок» проводят воспитатели – занятия по развитию речи и окружающий мир.

Педагог-психолог проводит занятия Сказко-терапии – во второй половине дня с детьми с нарушением эмоционально-волевой сферой.

Проводятся в «Комнате сказок» занятия с детьми, не посещающими детский сад – 1 раз в неделю.

Учитель-логопед проводит занятия с детьми, нуждающимися в коррекции речевых нарушений.

Результатом работы в комнате сказок является творческое и духовное развитие ребенка, способного социально адаптироваться в среде сверстников.

Ожидаемые результаты: развитие речи, обогащение словаря, эмоциональная окраска речи, развитие мелкой моторики, координация движений и слов (освоение социального опыта через игру и театрализованные представления, позитивное отношение к окружающим.)

Ребенок сможет в рамках работы театральных занятий:

• Делать артикуляционную гимнастику.

• Правильно одевать на руку куклу

• Уметь произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями

• Управлять правильно куклой и говорить за нее, спрятавшись за ширму.

 

Способы проверки результатов работы в комнате сказок – мониторинг успешности пополнения словарного запаса, коммуникативных навыков, выразительности экспрессивной речи, участие в кукольном спектакле.

Таким образом, использование театральных средств, атрибутов и их элементов в коррекционно-образовательном процессе значительно повышает интерес у детей к логопедическим занятиям, способствует успешной коррекции недостатков речевого развития детей. Применение элементов театрализации оказывает положительное влияние на развитие экспрессивной речи, повышает эффективность коррекции коммуникативной сферы. Наблюдается значительное повышение речевой активности и коммуникативной направленности речи, усвоение способов невербального общения: овладение мимикой, жестами, использование их в практике общения; развитие связной, диалогической речи. Все это свидетельствует об эффективности использования в работе логопеда театрализованной деятельности.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.

· Баряева Л., Вечканова И., Загребаева Е., Зарин А. Театрализованные игры-занятия. С-Петербург, 2001 г.

· Безруких М.М. Сказка как источник творчества детей. М. 2001г.

· Воспитываем дошкольников самостоятельными. Сборник статей. С-Петербург, 2000 г.

· Воронова В.Я. Творческие игры старших дошкольников. Москва, 1981 г.

· Ершов П.М., Ершова А.П., Букатов В.М.. Общение и режиссура воздействий на уроке. Краснорярск. 1989 г.

· Караманенко Т.Н., Караманенко Ю.Г. Кукольный театр дошкольникам. Москва, 1982 г.

· Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. Москва, 2003 г.

· Рыжова Н.А. Не просто сказки. Москва, 2002 г.

 

Просмотров всего: , сегодня:

комната сказок.docx (скачать)

Дата создания: 04.02.2024

Дата обновления: 04.02.2024

Дата публикации: 08.09.2020

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».