1.Целевой раздел
1.1.Пояснительная записка.
Актуальность программы. В современных условиях развития общества в
системе дошкольного образования происходят изменения, ориентированные на
опережающее развитие будущего поколения. Появляются качественно новые
подходы, программы, технологии. Важным национальным приоритетом
государственной политики в области дошкольного образования признается
необходимость использования новейших информационных и цифровых
технологий для решения задач развития и воспитания детей дошкольного
возраста. Интерактивные технологии получают более широкое распространение в
современном мире, сфера их применения не ограничивается индивидуальным
использованием дома.
В настоящее время компьютерные технологии стали активно применятся
в образовательном процессе. Создается множество простых и сложных
компьютерных программ для различных областей познания.
В зависимости от возраста ребенка и применяемых программ информационнокоммуникативные технологии могут выступать в роли партера по игре или
оппонента, быть рассказчиком или собеседником.
Использование ИКТ в детском саду позволяет развивать умение детей
ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать
практическими способами работы с интерактивным оборудованием, развивать
умения, позволяющие применять современные технические средства.
Одна из основных способностей ребёнка, лежащая в основе как умственного
развития, так и других линий развития, - это способность к построению всё более
сложных структур собственной внешней деятельности, а затем и деятельности
внутренней, психической. Развитие данной способности в значительной мере
определяет общую психическую активность.
Одна из важных линий умственного развития дошкольника состоит в
последовательном переходе от более элементарных форм мышления к более
сложным. Так развитие наглядно-действенной формы мышления создаёт основу
для перехода к наглядно-образному мышлению, которое, в свою очередь,
является необходимой ступенью в развитии логического мышления. Большие
возможности в этом отношении раскрываются при работе детей с
интерактивными
средствами
коммуникации.
В
процессе
действий
с изображёнными на экране предметами и явлениями у детей формируются
гибкие, подвижные представления и образы, которые служат основой для
перехода от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению.
Использование новых информационных технологий в детском саду
предусматривает не обучение детей школьным основам информатики и
вычислительной техники, а преобразование предметно – развивающей среды
ребенка. Использование игровых возможностей компьютера в сочетании с
дидактическими возможностями позволяет обеспечить более плавный переход к
учебной деятельности.
Применение
компьютерной
техники
позволяет
сделать
занятие
привлекательным
и
по-настоящему
современным,
осуществлять
индивидуализацию обучения, объективно и своевременно проводить контроль и
подведение итогов. Компьютерные технологии позволяют ставить перед
ребенком и помогать ему решать познавательные и творческие задачи с опорой на
наглядность (опосредованность) и ведущую для этого возраста деятельность –
игру.
Разнообразное использование образовательного материала позволяет развивать
творческий потенциал каждого ребенка в соответствии с индивидуальными
наклонностями.
В ходе игровой деятельности дошкольника, обогащенной компьютерными
средствами, возникают психические новообразования (теоретическое мышление,
развитое воображение, способность к прогнозированию результата действия,
проектные качества мышления и др.), которые ведут к повышению творческих
способностей детей.
1.2. Программа разработана на основе:
• Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
• Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная
распоряжением правительства РФ от 4 сентября 2014 г. №1726
• Приказ Минпросвещения России об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам от 9 ноября 2018 г. №196
• Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного
образования от 17 октября 2013 г. N 1155
• СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации режима работы образовательных
организаций дополнительного образования детей" от 4 июля 2014 г. №41
• Устав МАДОУ «Кондратовский детский сад «Ладошки» от 12 мая 2017г.
№3
2.Содержательный раздел
2.1. Цель программы: Развитие коммуникативных навыков, познавательных
интересов, интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного
возраста в процессе использования интерактивного оборудования в совместной
деятельности, помощь в подготовке детей старшего дошкольного возраста к
школьному обучению
2.2. Задачи программы: 1.Формировать и совершенствовать коммуникативные
навыки каждого ребенка в процессе работы с интерактивным оборудованием.
2.Способствовать участию детей в коллективных играх, выполнению
совместных заданий, групповых проектов, развивая тем самым межличностные
отношения.
3.Стимулировать интерес и желание каждого ребенка работать в паре, проявляя
взаимовыручку.
5.Развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие
способности детей, умение анализировать и логически мыслить.
6.Создать необходимые условия для личностного развития дошкольников, их
позитивной социализации и коммуникации, формированию самосознания и
самостоятельности каждого ребенка.
7.Формировать и совершенствовать мотивационную, интеллектуальную,
психологическую готовность детей старшего дошкольного возраста к обучению в
школе.
8. Содействовать сохранению и укреплению здоровья дошкольников через
зрительную гимнастику, пальчиковые игры, динамические паузы.
2.3. При написании программы учитывались следующие общедидактические
принципы:
• Принцип развивающего обучения
• Принцип научности
• Принцип наглядности обучения
• Принцип доступности
• Принцип систематичности, последовательности и постепенности
• Принцип связи обучения с жизнью
• Принцип активности и сознательности
• Принцип учёта индивидуальных особенностей
• Принцип гуманизации и демократизации
2.4. Ожидаемые результаты.
1. Формируются коммуникативные навыки взаимодействия у детей
старшего дошкольного возраста; дети активно слушают друг друга, не
перебивают, не мешают отвечать своему дружочку, дожидаясь очереди
своего ответа.
2. Развиваются межличностные отношения в создаваемых мною ситуациях
успешности каждого ребенка; дети спешат помогать друг другу в
выполнении заданий, проявляют доброжелательность по отношению к
сверстникам.
3. Происходит содействие саморазвитию личности каждого ребенка; дети
учатся принимать самостоятельные решения, аргументировать свою точку
зрения, регулировать собственные действия.
4. Повысился интерес детей к развивающему обучению и желание
участвовать в работе подгруппами; дети с удовольствием идут на занятия в
интерактивный кабинет.
5. Благодаря программе у детей развиваются психические процессы,
необходимые для обучения в школе: мышление, память, восприятие,
познавательная активность.
6.Дети знают и выполняют правила безопасной работы с компьютером,
свободно оперировать предложенными детскими игровыми программами,
принимать и выполнять поставленные цели.
3.Организационный раздел
3.1. Адресат программы (описание участников программы): программа
предназначена для детей старшего дошкольного возраста
3.2. Сроки реализации программы: программа рассчитана на 1 учебный год
3.3. Организация образовательной деятельности.
Программа предусматривает 2 занятия в неделю в помещении интерактивного
кабинета группой детей из 10 человек. Длительность одного занятия 25минут.
Согласно САНПИН непосредственная беспрерывная работа со средствами ИКТ
может составлять
7-10 минут, поэтому в программе предусмотрены
динамические паузы, зрительная гимнастика, небольшие творческие задания,
выполняемые детьми отдельно от компьютера.
Каждое занятие носит комплексный характер и имеет определенную
структуру построения:
• Вводная часть (развивающая фронтальная игра, беседа)
•Основная часть (работа с интерактивной доской, за интерактивным столом,
игры-задания, динамические паузы на интерактивном полу). В этот блок
обязательно включена гимнастика для глаз.
• Заключительная часть, включающая творческое задание, рефлексию.
В зависимости от цели занятия педагог может изменить структуру занятия,
поменять местами блоки, заменить физкультминутку подвижным заданием или
подвижной игрой.
Каждое занятие включает несколько видов деятельности, сменяющих
друг друга: это беседа или фронтальная игра, интерактивная игра,
индивидуальные игровые задания, дидактические игры.
3.4. Ресурсы, необходимые для эффективной реализации программы:
Требования к материально-технической оснащенности учреждения для
реализации программы:
1.Программа ориентирована
на
практические,
творческие работы с
использованием интерактивной доски, мультимедийной системы, интерактивного
пола, интерактивного стола.
Интерактивные игры – средства для обучения, развития ребенка и подбираются
в соответствии с требованиями:
• игры русифицированы;
• имеют звуковое сопровождение;
• действия развиваются не стремительно, с учетом восприятия
детей дошкольного возраста
• игры отражают действительность и не развивают агрессию.
2.Наглядный материал к занятиям.
3.Картотеки зрительной гимнастики, физминуток, динамических пауз.
4.Карточки с творческими заданиями.
3.5. Учебный план
№
1
2
3
4
1
2
3
4
1
2
3
4
1
2
3
4
2
3
4
1
2
3
Название раздела, темы
Сентябрь
«Давайте познакомимся!»
(знакомство с кабинетом, с оборудованием, с
возможностями ИКТ)
Диагностические задания
«Летние приключения»
(игры с летней тематикой)
«Осень золотая в гости к нам пришла»
Октябрь
«Мешок яблок»
(овощи-фрукты)
«Листопад»
(деревья лесные и садовые)
«Хранители времени»
(временные понятия: сутки, неделя, сезон, год)
«Приключения лошадки Лоши»
(все о домашних животных)
Ноябрь
«Как звери готовятся к зиме»
(все о диких животных)
«Мой дом»
(человек. одежда)
«Мой дом»
(мебель. посуда)
«Все профессии важны»
(профессии. инструменты)
Декабрь
«В гостях у Зимушки-Зимы»
«Зимние забавы»
(спорт зимой)
«В гостях у сказки»
«Здравствуй, здравствуй, Новый год!»
Январь
«Маленькие модники»
(воспоминания о празднике)
«Съедобное - несъедобное»
«Путешествие в страну дорожных знаков»
(транспорт. правила поведения на дороге)
Февраль
«Если добрый ты – это хорошо!»
«Моя малая родина»
(все о Кондратово)
«Наши защитники»
(все о мальчишках)
Всего
Количество часов
Теория
Практика
2
1
1
2
-
2
2
-
2
2
1
1
2
1
1
2
1
1
2
1
1
2
1
1
2
1
1
2
1
1
2
1
1
2
1
1
2
1
1
2
1
1
2
2
1
1
1
1
2
-
2
2
1
1
2
1
1
2
1
1
2
1
1
2
-
2
4
«В ожидании весны»
2
1
1
-
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
-
1
1
1
2
Март
1
2
3
4
1
2
3
4
1
2
3
4
«Букет для мамы»
2
(все о девчонках)
«Цветок – огонек»
2
(все о комнатных растениях и не только)
«А в Африке, а в Африке…»
2
(все о животных жарких стран)
«Удивительный мир морей и океанов»
2
(все о морских обитателях)
Апрель
«По страницам детских книг»
2
«Покорители Вселенной»
2
(все о космосе)
«Возвращение пернатых»
2
(весенние посиделки)
«Удивительный мир насекомых»
Май
«Великая Победа»
2
«Я собираюсь в школу»
2
«Обратно в лето»
2
Диагностические задания и игры
2
3.6. Календарно-тематический учебный график
Месяц
Число и
время
проведения
Форма занятия
Ча
сы
2
Сентябрь
Групповое,
теоретикопрактическое,
игровое
2
2
2
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Групповое,
теоретикопрактическое,
игровое
2
2
2
2
Групповое,
теоретикопрактическое,
игровое
2
Групповое,
теоретикопрактическое,
игровое
2
4
2
2
2
2
Тема занятия
Место
проведения
«Давайте
познакомимся!»
Диагностические
задания
«Летние
приключения»
«Осень золотая в
гости
к
нам
пришла»
«Мешок яблок»
«Листопад»
«Хранители
времени»
«Приключения
лошадки Лоши»
«Как
звери
готовятся к зиме»
«Мой дом»
«Все
профессии
важны»
«В
гостях
у
Зимушки-Зимы»
«Зимние забавы»
«В гостях у сказки»
«Здравствуй,
здравствуй, Новый
МАДОУ
«Кондратовский
дс «Ладошки,
интерактивный
кабинет
МАДОУ
«Кондратовский
дс
«Ладошки,
интерактивный
кабинет
МАДОУ
«Кондратовский
дс
«Ладошки,
интерактивный
кабинет
МАДОУ
«Кондратовский
дс
«Ладошки,
интерактивный
кабинет
2
Январь
Групповое,
теоретикопрактическое,
игровое
2
2
2
Февраль
Групповое,
теоретикопрактическое,
игровое
2
2
2
Март
Групповое,
теоретикопрактическое,
игровое
2
2
2
2
Апрель
Групповое,
теоретикопрактическое,
игровое
2
2
2
2
Май
Групповое,
теоретикопрактическое,
игровое
2
2
2
2
1.
2.
3.
4.
5.
6.
год!»
«Маленькие
модники»
«Съедобное
несъедобное»
«Путешествие
в
страну дорожных
знаков»
«Если добрый ты –
это хорошо!»
«Моя
малая
родина»
«Наши защитники»
«В
ожидании
весны»
«Букет для мамы»
«Цветок – огонек»
«А в Африке, а в
Африке…»
«Удивительный
мир
морей
и
океанов»
«По
страницам
детских книг»
«Покорители
Вселенной»
«Возвращение
пернатых»
«Удивительный
мир насекомых»
«Великая Победа»
Я собираюсь в
школу»
«Обратно в лето»
Диагностические
задания
МАДОУ
«Кондратовский
дс
«Ладошки,
интерактивный
кабинет
МАДОУ
«Кондратовский
дс
«Ладошки,
интерактивный
кабинет
МАДОУ
«Кондратовский
дс
«Ладошки,
интерактивный
кабинет
МАДОУ
«Кондратовский
дс
«Ладошки,
интерактивный
кабинет
МАДОУ
«Кондратовский
дс
«Ладошки,
интерактивный
кабинет
Список литературы.
Балабанова Л.К. Компьютерные игры в обучении детей 4 – 7 лет: программа,
развернутое планирование, модели занятий/Л.К. Балабанова. – Волгоград:
Учитель, 2012. – с.175.
Волошина, О.В. Развитие пространственных представлений на занятиях
информатики в детском саду / О. В. Волошина // Информатика. – 2006. – №19.с. 230.
Горвиц, Ю.М. Новые информационные технологии в дошкольном образовании.
/ Ю. М. Горвиц, А. А. Чайнова, Н. Н. Подъяков. – М.:1998. – с. 96.
Комарова, Т.С. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном
образовании / Т.С. Комарова. – М.: 2011. –с. 211.
Колодинская, В.И. Информатика и информационные технологии дошколятам /
В.И. Колодинская. – М.: 2008. – с. 15
Горвиц, Ю.М. Развивающие компьютерные игры для дошкольников.
/Ю.М.Горвиц// Информатика в образовании. 1990. №4. – с. 100 – 106.
7.
8.
Кравцов, С.С. Компьютерные игровые программы как средство стабилизации
эмоционального состояния дошкольников / С. С. Кравцов, Л. А. Ягодина //
Информатика. – 2006. – №12. – С.54-57.
Моторин В. "Воспитательные возможности компьютерных игр". /В.Моторин//
Дошкольное воспитание, 2000. № 11.- С. 52.