18.01.2023
ОБУЧЕНИЕ И ПОДГОТОВКА К ИГРЕ в шашки
Знакомство и обучение дошкольника
игре в шашки происходит поэтапно. Внимательно рассмотрите фишки (форму, цвет,
доску, выделяя белые и чёрные поля, материал, поверхность. Дайте ребёнку
возможность обследовать руками фишки, убедиться в особенностях внешнего вида
перевёрнутой шашки (будущей дамки).
Дайте ребёнку две фишки разных цветов и объясните, что шашки на поле (независимо от их цвета) стоят и
двигаются только по чёрным клеткам.
Это необходимо
для того, чтобы шашки соперников встретились в игре. Предложите ребёнку
самостоятельно разместить свои фишки в любом месте доски, при этом следите за
правильностью расстановки их на чёрные поля. Предложите ребёнку правильно
расставить шашки на игровом поле, объяснив, что перед началом игры фишки разных
цветов находятся на своих половинах игрового поля. При этом центр поля свободен
для того, чтобы можно было совершать ходы. Размещать шашки следует в три ряда
от ближнего к себе края игрового поля и только на чёрные клетки. Для
закрепления полученной информации предложите ребёнку взять 12 шашек одного
цвета и разместить их на поле. Обычно это не вызывает затруднений.
Переходим к обучению ходам по
диагонали вперёд на свободное соседнее чёрное поле. Количество шашек лучше
сократить с 12(24) до 4(8). Это даст ребёнку возможность
сделать больше упражнений. Чтобы не допустить зрительного напряжения и
утомления, отрабатывать важные моменты игры (ходы,
бой соперника, дамки) также лучше с меньшим числом шашек.
Объясните ребёнку смысл игры –
уничтожить шашки соперника при продвижении своих шашек вперёд. Простая шашка
назад не ходит. Проигравшим считается тот, у кого не осталось на игровом поле
шашек или отсутствует возможность делать ходы.
Проведите тренировочную игру с
ограниченным числом шашек на поле. Отрабатывая ходы, ребёнок рано или поздно
столкнётся с положением, когда шашки соперников встретятся и будут находиться
на соседних полях по диагонали, а поле за шашкой соперника свободно. Взрослый
показывает, что тот из игроков, чья очередь делать ход, обязан взять (бить, «съесть») шашку противника и убрать её с
поля. Простая шашка может бить шашку соперника и ходом назад. Расскажите
ребёнку, что в любом бою, в том числе и в шашечном, есть герои. Это простые
шашки, которые достигнув последнего ряда поля соперника, становятся ударными
шашками – дамками и продолжают бой. Дамка может ходить по любым диагоналям
игрового поля, уничтожая шашки соперника. Она представляет собой перевёрнутую
шашку. Можно в дамку вставить круг другого яркого цвета. Так ребёнку будет
легче не только отличать свои дамки от простых шашек, но и выделять дамки
соперника и следить за ними особенно пристально.
Начинается сама игра. Взрослый
спрашивает у ребёнка, кто должен ходить первым и объясняет, что игру в шашки
всегда начинают белые. Он также демонстрирует, как можно провести жеребьёвку,
спрятав разные по цвету шашки в левой и правой руках. Игра требует полного
сосредоточения, внимания, обозрения всего поля. Как правило, ребёнок так сосредоточен
своей стратегией, передвижением шашек, что не может оценивать картину на доске
в целом, не замечают ходов соперника и динамики изменения ситуации. Задача
взрослого – научить детей правилу: перед тем как сделать ход, необходимо
оценивать ситуацию на доске, следить за всеми шашками на игровом поле, а также
прогнозировать развитие ситуации.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 11.03.2024
Дата обновления: 11.03.2024
Дата публикации: 18.01.2023