04.10.2023
Как много хороших и добрых воспоминаний из
детства связано у нас со сказками, где живут добрые и любимые герои. Сказка –
это способ общения с малышом на понятном и доступном ему языке, это первые
маленькие уроки безопасности жизни. Читая и рассказывая сказки детям, взрослые способствуют
развитию внутреннего мира ребёнка. Сказки учат детей сравнивать, сопереживать,
помогают формировать основы поведения и общения, развивают фантазию и
воображение ребёнка, связную речь и мышление, внимание, память, мимику лица,
жесты, а также его творческий потенциал.
Дети дошкольного возраста очень любят
слушать сказки-полные чудесных приключений и ярких событий. Сказки учат
справедливости, вызывают желание помочь слабому, воспитывают чувство
коллективизма.
Психологи утверждают, что именно с детской
сказки начинается знакомство ребёнка с окружающим миром.
Сказки написаны понятным языком и
завершаются победой добра над злом, научая ребёнка добру. Чтобы малыш лучше
запомнили осмыслил рассказанную в сказке ситуацию, нужно помочь ему понять
смысл сказки, «пережить» вместе с героями происходящие в сказке события.
Необходимо проанализировать поступки персонажей, представить себя на их месте.
Тогда поминание сказки будет глубоким и осознанным.
Подбирая сказки, нужно учитывать возраст
ребёнка и особенности его психологического развития. Читайте детям «добрые»
сказки, такие, как: «Курочка Ряба», «Репка», «Теремок», «Колосок», «Три
поросёнка» и другие. Чтобы не вызывать психологические проблемы у малыша, надо
с осторожностью выбирать тексты сказок: если ребенок тревожен, подвержен
мнительности, не следует предлагать его вниманию сказки о Бабе Яге, Кощее
Бессмертном, не запугивать малыша волками, ведьмами и другими отрицательными
героями.
Дети черпают из сказок множество знаний:
первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с
предметным миром, сказки позволяют ребенку увидеть добро и зло.
Сказка для ребенка – это не просто
вымысел, фантазия, это особая реальность мира чувств. Сказка раздвигает для
ребенка рамки обычной жизни. Слушая сказки, дети глубоко сочувствуют
персонажам, у них появляется внутренний импульс к содействию, к помощи, к
защите.
Чтобы ребенку было легче понять,
осмыслить, запомнить сказки и рассказывать их, можно использовать различные
дидактические игры. В то же время эти игры хорошо помогают в развитии
творческого воображения, фантазии, связной монологической и диалогической речи,
способствуя приданию речи ребенка речь эмоциональной, образной, красивой
окраски.
Вашему вниманию хочу предложить речевые
игры на основе сказок
«Встречи героев»
Цель: Игра помогает развивать устную
диалогическую речь, лучше запоминать последовательность действий сказки и ее
сюжет.
Взрослый
читает я сказку по выбору ребенка. После чтения взрослый предлагает изображения
двух героев из сказки. Задача ребенка состоит в том, чтобы вспомнить, что
говорили герои друг другу и озвучить их диалог. Можно предложить героев,
которые в сказке не встречаются. Например, в сказке «Колобок» не встречаются
друг с другом заяц и медведь. Но что бы они могли сказать друг другу при
встрече? Похвалить колобка за то, что он такой умный и хитрый или пожаловаться
друг другу на обманщика.
Усложнение: Предложить ребенку подумать, что
могли бы сказать друг другу герои из других сказок!
С другими играми можно ознакомиться во
вложенном документе, скачав его.
Читайте детям сказки! Ведь добрые и
захватывающие истории развивают образное и логическое мышление ребенка, его
творческие способности, речь, знакомят детей с окружающим миром, а также
помогают подготовить его к школе.
Ну и конечно же, придумывайте сказки сами
или вместе с малышом – подобное творчество станет отличным маркером и зрелости
мышления и готовности к системному обучению в школе, а кроме того, доставит
огромное удовольствие и сочиняющему и слушающим!
Игра направлена на развитие устной связной речи,
помогает лучше запоминать последовательность действий сказки и ее сюжет.
После чтения сказки, рассмотрите иллюстрации к ней.
Остановитесь на понравившейся. Предложите своему малышу «озвучить» картинку.
Пусть он вспомнит, что говорили герои в данный момент, какие действия
выполняли. Также для этой игры можно использовать и фрагменты мультфильмов по
одноименным сказкам. Выключите звук, и пусть ребенок озвучивает ход событий.
«Новые
сказки»
Основными задачами данной игры является развитие
творческого воображения, фантазии связной речи.
Возьмите хорошо знакомую сказку. Вспомните
последовательность событий в ней, уточните, где происходит действие, какие
герои встречаются. И вдруг в сказке что-то стало по-другому: изменилось место
действия или появился новый герой. Например, в сказке «Репка» изменим место
действия и отправим всех героев на стадион или в кино. А что произойдет, если
там появится еще и злой волшебник или бабочка. Вариантов множество.
«Сказочная
цепочка»
Цель игры: Обучение
составлению предложений по предметным картинкам. Помощь в запоминании героев,
предметного окружения, последовательности событий сказки.
Выберите для игры любую прочитанную сказку.
Приготовьте отдельно всех героев, различные предметы, которые встречаются в
этой сказке. Для усложнения задачи можно добавить героев и предметы из других
сказок. Например, возьмем сказку «Лиса и лапоть». Ребенку предлагаются
изображения сказочных героев и предметов, и он определяет есть такие в данной
сказке или нет. Если есть – выкладывается в цепочку и составляется предложение
по сказке, с использованием данного предмета или героя. Если это курочка, то
можно вспомнить, что лиса забрала курочку взамен на лапоть.
«Пропущенный
кадр»
Цель игры: научить
составлять рассказ по серии сюжетных картинок, помочь ребенку запомнить последовательность
событий сказки.
Для игры можно использовать серии картин для
рассказывания сказок, которые сейчас в достаточном количестве можно приобрести
в магазинах или найти в интернете.
По порядку перед ребенком вкладываются картинки одной
из сказок. Одна картинка нарочно убирается. Перед малышом ставится задача
вспомнить, какой сюжет пропущен. Если он затрудняется найти ответ, можно
положить перевернутую картинку в том месте, где она должна лежать, не нарушая
последовательности. После озвучивания недостающего сюжета, необходимо
рассказать всю сказку.
Другой вариант этой игры: после раскладывания картинок
в правильном порядке, картинку можно перевернуть и перемешать. Затем предложить
ребенку расставить картинки в правильном порядке.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 04.02.2024
Дата обновления: 04.02.2024
Дата публикации: 04.10.2023