ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность программы
Scratch Junior — это детский вводный язык программирования, похожий на конструктор
Lego: скрипты собираются из разноцветных «кирпичиков» — блоков. Подходит для обучения
детей от 5 до 7 лет программированию. Платформа Scratch Junior легко устанавливается на
компьютер и подходит для детей, которые еще не умеют читать.
Это полноценный инструмент разработчика и создателя. Дети могут не уметь читать и
писать, но смогут создавать свои проекты на компьютере или планшете. Программа проста для
понимания, результат виден сразу. Scratch Junior предназначен для раннего обучения детей
программированию. Блоки команд обозначены рисунками и напоминают разноцветные кубики
Lego, которые легко крепятся между собой.
Большая часть современных детей растут в условиях, когда компьютер превратился в
привычный объект, который всегда был дома. В курсе «Scratch программирование» дети
расширят свое представление о принципах работы компьютера, о программируемой
компьютерной графике. Это является отличительной особенностью данной программы.
Срок реализации программы
Срок реализации программы составляет 1 год (28 часов).
Период обучения: сентябрь - май.
Формы и режим занятия
Форма занятий - групповая. Наполняемость группы - от 5 до 15 человек
(набор осуществляется без предварительного отбора).
Режим занятий: Обучающиеся занимаются 1 раз в неделю по 25 минут.
Актуальность программы
Мультимедийная среда Scratch Junior позволяет сформировать у детей стойкий интерес к
программированию, отвечает всем современным требованиям объектно-ориентированного
программирования. Среда Scratch Junior позволяет сформировать навыки программирования,
раскрыть технологию программирования.
Программа и нацелена на:
развитие исследовательских, интеллектуальных и творческих способностей детей ,
алгоритмического и логического мышления;
воспитание интереса к программированию, целеустремленности при достижении
результата;
формирование навыков самостоятельного анализа проблемы, ее
осмысления, поиска решения, выделение конструктивно независимых подзадач (разбиение
сложной задачи на более простые составляющие), составления алгоритма решения поставленной
задачи, самоконтроля (тестирование и отладка программы).
Отличительные особенности данной программы
Что можно сделать в среде Scratch Junior?
• Дети могут оживить героя: научить его бегать, прыгать, вертеться, петь и танцевать;
• Среда содержит графический редактор, в котором можно нарисовать персонажа,
перекрасить готового, создать свой фон;
• Придумать мультик, интерактивную открытку, добавить звук;
• Создать простую игру.
Какие знания и навыки получит ребенок, пройдя курс:
• Прикоснется к удивительному IT-миру как творец, а не пользователь;
• Сможет развить логическое и творческое мышление;
• Научится не только придумывать свои проекты, но и демонстрировать их на публике.
Наша задача — научить детей не только использовать готовый IT-продукт, но и создавать
его самостоятельно в комфортной среде Scratch Junior.
Занятия начинаются с практического знакомства со средой программирования Scratch, далее идет
непосредственное изучение блоков конструкций языка и отработка навыков применения
элементов программирования при решении задач и создании игр. Каждая новая тема завершается
практическими задачами, способствующими овладению методики программирования и изучению
языка Scratch. Во второй половине года обучения знакомство с Scratch закрепляются полученные
знания и навыки программирования, осваиваются новые методы, способы решения задач,
рассматриваются более сложные задачи, новые технологии программирования.
Адресат программы. Условия набора
Данная дополнительная общеобразовательная программа предназначена для детей 5-7 лет.
Набор производится, начиная с 1 сентября текущего года. Возможен дополнительный набор
отдельных обучающихся в течении года.
Педагогическая целесообразность
Данная дополнительная общеразвивающая программа направлена на развитие логического
и пространственного мышления слушателя, способствует раскрытию творческого потенциала
личности, формированию усидчивости и трудолюбия, приобретению практических умений и
навыков в области компьютерных технологий, способствует интеллектуальному развитию
ребенка.
Цель программы
Основной целью данного учебного курса состоит в том, что, изучая программирование в
среде Scratch, у детей формируется не только логическое мышление, но и навыки работы с
мультимедиа; создаются условия для активного, поискового учения, предоставляются широкие
возможности для разнообразного программирования.
Задачи программы
Обучающие:
• овладеть навыками составления алгоритмов;
• изучить функциональность работы основных алгоритмических конструкций;
• сформировать представление о профессии «программист»;
• сформировать навыки разработки программ;
• познакомить с понятием проекта и алгоритмом его разработки;
• сформировать навыки разработки проектов: интерактивных историй, интерактивных игр,
мультфильмов и моделей.
Развивающие:
• способствовать развитию критического, системного, алгоритмического и творческого
мышления;
• развивать внимание, память, наблюдательность, познавательный интерес;
• развивать умение работать с компьютерными программами и дополнительными источниками
информации;
• развивать навыки планирования проекта, умение работать в группе.
Воспитательные:
• формировать положительное отношение к информатике и ИКТ;
• развивать самостоятельность и формировать умение работать в паре, малой группе, коллективе;
• формировать умение демонстрировать результаты своей работы.
Принципы обучения, реализуемые программой:
наглядности;
доступности;
связи теории с практикой;
творческой активности.
Важным условием развития творческого и познавательного интереса учащегося является
индивидуальный подход к нему в процессе обучения.
•
•
•
•
Алгоритм учебного занятия.
Занятие длится до 25 мин. и состоит из следующих этапов:
Приветствие. Обсуждение темы занятия - 2 мин.
Практическое повторение пройденного материала — 3 мин.
Подготовка к работе ПО Scratch - 2 мин.
Создание скрипта - 10 мин.
Физкультминутка - 2 мин.
Редактирование скрипта - 4 мин.
Финал занятия, подведение итогов — 2 мин.
•
•
•
•
•
•
•
Материально-техническое обеспечение
Для реализации настоящей программы требуется:
наличие компьютерного класса, с оборудованием, соответствующим санитарным нормам;
10 ученических мест;
каждое учебное место должно быть оборудовано 1 планшетом или ноутбуком с установленным
программным обеспечением, соответствующим следующим характеристикам:
ПО Scratch;
принтер, сканер;
маркерная доска;
видеопроектор или смарт TV
Информационное обеспечение
- аудио-, видео-, фото-, интернет источники. https://scratch.mit.edu/ - web сайт Scratch
http://robot.edu54.ru/ - Портал «Образовательная робототехника»
Формы подведения итогов реализации программы
Основной формой подведения итогов дополнительной общеразвивающей программы «Scratch
программирование» является решения задач (разработка и отладка игр на языке программирования
Scratch).
Планируемые (ожидаемые) результаты
В результате изучения дисциплины получают дальнейшее развитие личностные регулятивные,
коммуникативные и познавательно-универсальные учебные действия, учебная (общая и предметная) и
общепользовательская ИКТ-компетентность обучающихся, составляющая психолого-педагогическую,
инструментальную основу формирования способности и готовности к освоению систематических
знаний, к их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции, способности к сотрудничеству и
коммуникации, решению личностно и социально значимых проблем и воплощению решений в
практику, способности к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.
Учебно-методическое обеспечение
1.
Примерная основная образовательная программа образовательногоучреждения.
Основная школа. - М.: Просвещение, 2011.
2.
Белова Г.В. Программирование в среде ЛОГО. Первые шаги. - М.: Солон, 2007
3.
Великович Л., Цветкова М. Программирование для начинающих. - М.: Бином,2007
4.
Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии
в системе
образования. - М. Академия. - 2006.
5.
Патаракин Е.П. Учимся готовить в среде Скретч - Версия 2.0
6.
http://scratch.ucoz.net
7.
http://scratch.mit.edu - официальный сайт проекта Scratch
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Список литературы, используемой педагогом
1.
Иллюстрированное руководство по языкам Scratch и Python
«Программирование для детей»/К. Вордерман, Дж.Вудкок, Ш.Макаманус и др.; пер. с
англ.С.Ломакин. - М.:Манн, Иванов и Фербер, 2015.
2.
Т.Е. Сорокина, поурочные разработки «Пропедевтика программирования со Scratch»
для 5-го класса, 2015 г.
3.
Учебно-методическое пособие. Проектная деятельность школьника
в среде
программирования Scratch. /В.Г. Рындак, В.О. Дженжер, Л.В. Денисова. - Оренбург - 2009
4.
http://scratch.mit.edu/pages/source - страница разработчиков.
5.
http://scratch.mit.edu/ - официальный сайт проекта Scratch.
6.
http://setilab.ru/scratch/category/commun/Cайт «Учитесь со Scratch»
7.
http://minecraftnavideo.ru/play/vd20J2r5wUQ/scratch_lesson_01_znakomstvo_so
_sredoj_programmirovaniya_scratch.html
Список литературы, рекомендованной родителям
1.
Развитие ребенка в конструктивной деятельности. Справочное пособие / Н. В.
Шайдурова / М.: Сфера, 2008
2.
http://www.wedobots.com/ - Портал WeDo Bots
3.
http://ligarobotov.ru/ - сайт проекта «Лига роботов» приложение №1
Создание игры «Беги краб»
Создание игры « Лабиринт»
https://www.voutube.com/watch?v=bU8Dj7E57Jc
10.2026
11.2025
Теория
__ ( мин^ _
Практика
(мин)
Контроль
1 10
15
Практические
задания
1 10
15
Практические
задания
2 20
30
Практические
задания
2 20
30
Практические
задания
2 20
30
2 20
30
2 20
30
Практические
задания
2 20
30
Практические
задания
2 20
30
Практические
задания
2 20
30
Практические
задания
2 20
30
Практические
задания
4 40
120
Практические
задания
01.2026
Блоки внешнего вида «Проект светофор»
Программа ожидания
httDs://www.voutube.com/watch?v=xhEsACGF-x8
Звук, размер, скорость.
Озвучка спрайта
Появление и исчезновение спрайта.
Часть игры «Съедаем яблочки»
Блоки управления .
Проект «Поймай рыбку»
https://clubDixel.ru/blog/tDost/4tncbr0b81 programmirovanie-dlva-detei-na-scratch-j
Пусковые блоки и создание мультфильма.
Интерактивная открытка к новому году.
https://www.voutube.com/watch?v=dmWBgI5
eM7U
Блоки окончания и проект "Опасности на дорогах"
https://clubpixel.ru/blog/tDost/4tncbr0b81 programmirovanie-dlva-detei-na-scratchj#hca=SvLbFHs
Понятие цикл.
Создание программ для 2х и более спрайтов.
https://www.voutube.com/watch?v=V2gVvm-eVx8
анимация «Прогулка» передача сообщений
Проект «Открытка к 23 февраля»
https://www.voutube.com/watch?v=j YDJjIOA58
02.2026
Инструктаж по ТБ. Вводное занятие. Установка
программы.
Просмотр видео проектов. httDs://scratch.mit.edu/
Знакомство со средой ScratchJr.
Интерфейс программы
Фоны и спрайты.
Измени спрайта.
Костюм спрайта.
Нарисуй свой спрайт.
03.2026
Тема
Сроки
Всего
Календарно-тематический план
рабочей программы «Scratch программирование»
первый год обучения, количество часов 28.
На 2024-2025 учебный год
Кол-во
занятий
Практические
задания
Практические
задания
Блоки внешний вид
Система координат 0.0 (слева, справа, сверху, снизу)
Анимация - Оживи своё имя.
httDs://resources.scratch.mit.edu/www/cards/ru/namecards.pdf
04.2026
05.2026
Знакомство с программой Scretch (на ноутбуках)
Интерфейс - вкладка событие.
Блоки движения.
2 20
30
Практически
езадания
2 20
30
Практически
езадания
2 20
30
Практические
задания