волш пластилин

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа спроектирована с учётом ФОП дошкольного образования,
особенностей образовательного учреждения, образовательных потребностей и
запросов родителей (законных представителей) воспитанников.
Программа определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и
организацию образовательного процесса на ступени дошкольного образования.
Программа «Волшебный пластилин» предназначена для детей младшего
дошкольного возраста –3-4 лет, и рассчитана на 1 год обучения. Занятия по
программе «Волшебный пластилин» проводится во вторую половину дня 2 раза в
неделю, 8 раз – в месяц. Форма занятий – групповая. Наполняемость группы – 10
детей. Продолжительность занятий по реализации программы кружковой работы
не более 15-20 мин.
Программа направлена на развитие творческих способностей младших
дошкольников через нетрадиционную технику изобразительной деятельности пластилинографию, принципом которой является создание лепной картины с
изображением полуобъемных предметов на горизонтальной поверхности.
Главной особенностью программы является то, что в ней успешно совмещены
два любимых детьми вида изобразительной деятельности: лепка и рисование, а
также возможность оформлять готовые изделия различным природным и
декоративным материалом, создавать из своих поделок как плоские, так и
объемные композиции, воплощая в ручном труде всю свою детскую фантазию и
воображение.
Актуальность
Проблема развития мелкой моторики, ручной умелости на занятиях по
изобразительной деятельности так же весьма актуальна, так как именно
изобразительная деятельность способствует развитию сенсомоторики
–
согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации
движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий, коррекции мелкой
моторики пальцев рук.
Систематическое овладение детьми всеми необходимыми средствами и
способами художественной деятельности обеспечивает детям радость творчества,
отвлекает от печальных событий, обид; снимает нервное напряжение, страхи,
вызывает радостное приподнятое настроение; обеспечивает положительное
эмоциональное состояние каждого ребенка.
Пластилинография способствует:
• развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление,
• развитию воображения, фантазии творческих способностей;
• развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной
координации детей;
• развитию самостоятельности, произвольности поведения;
• формированию умения поэтапного планирования работы;
• формированию настойчивости, целенаправленности, аккуратности, трудолюбия,
усидчивости.
• Помогает выучить цвета и формы.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Цель: развитие художественно-творческих способностей детей 3-4лет через
продуктивную деятельность с применением нетрадиционных приемов работы с
пластилином в технике пластилинографии.
Задачи
Образовательные:
➢ Познакомить с новым способом изображения – пластилинографией.
➢ Учить основным приемам пластилинографии (надавливание, размазывание,
отщипывание, вдавливание).
➢ Учить сопоставлять тактильное обследование предмета со зрительным
восприятием формы, пропорции и цвета.
➢ Формировать устойчивый интерес к художественной лепке.
Развивающие:
➢ Развивать изобразительные умения посредством пластилинографии.
➢ Развивать познавательную активность, творческое мышление,
воображение, фантазию;
➢ развивать мелкую моторику, координацию движений рук, глазомер;
➢ развитие речевых навыков;
➢ развивать эстетическое и цветовое восприятие.
Воспитательные:
➢ Воспитывать навыки аккуратного обращения с пластилином.
➢ воспитание желания участвовать в создании индивидуальных и
коллективных работах.
➢ Воспитывать желание доставить радость окружающим своей работой.
МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Методы в основе которых лежит способ организации занятия:
Наглядные - наблюдение, показ иллюстраций, образец;
Словесные – беседы, обьяснения, вопросы, художественное слово, пояснение,
поощрение;
Практические – показ способов изображения и способов действия (общий и
индивидуальный).
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности детей
на занятиях:
➢ фронтальный – одновременная работа со всеми детьми;
➢ индивидуально – фронтальный – чередование индивидуальных и
фронтальных форм работы;
➢ групповой – организация работы в группе;
➢ индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Занятия проходит в форме игры, для обыгрывания определенного сюжета
используются стихотворные формы, сказки, подвижные и пальчиковые игры,
персонажи (игрушки и куклы из различных театров, изображения того или иного
персонажа, который обыгрывается). Логические связи данного предмета с
остальными разделами образовательного плана. Учебный курс кружковой работы
тесно связан с образовательной областью «Познавательное развитие». А именно с

сенсорным развитием, с формированием элементарных математических
представлений, формированием целостной картины мира, ознакомлением с
природой, с образовательной областью «Речевое развитие» – развитие всех
компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи, с
образовательной областью «Художественно-эстетическое развитие».
Приёмы рисования пластилином
➢ рисование пластилиновыми верёвочками или «колбасками»
➢ рисование мазками
➢ заполнение фрагментов картин пластилиновыми шариками
➢ процарапывание по пластилину
➢ вырезание отдельных заранее картин, заполнение их дополнительными
материалами, например бусинками, крупами, различными семечками,
кружевами.
Рекомендации по организации занятий с детьми младшего дошкольного
возраста
1.Предоставлять детям больше самостоятельности, разнообразить занятия
для поддержания интереса к изобразительной деятельности.
2. Не критиковать неумелые действия детей, чтобы не подорвать веру
ребенка собственные силы.
3. Выражением одобрения способствовать стремлению детей добиваться
лучшего результата в своих работах.
4. Занятие должно быть организовано в форме игры либо содержать игровые
ситуации и действия.
5. Разумно чередовать разнообразную активную деятельность и отдых,
чтобы предупредить детское утомление.
6. Во избежание нарушения осанки осуществлять строгий контроль за
посадкой детей во время занятия.
Особенности используемого материала
Пластилин – мягкий, пластичный материал, способный принимать заданную ему
форму. Но при работе с ним может возникнуть ряд отрицательных моментов:
• долго лежавший пластилин становится твердым, его трудно размять,
подготовить к работе, особенно детскими пальчиками;
• в состав пластилина входят жировые компоненты, поэтому на бумажной или
другой основе со временем появляются жирные пятна.
Правила работы с пластилином.
1. Твердый пластилин разогреть перед занятием в емкости с горячей водой из – под
крана (но не заливать кипятком)
2. При работе с пластилином следует использовать как основу не тонкие листы
бумаги, а плотный картон, чтобы не происходило ее деформации при выполнении
приемов придавливания, сплющивания во время закрепления предмета на
горизонтальной поверхности.
3. Чтобы картинка со временем не потеряла своей привлекательности, следует

основу с предварительно нарисованным контуром или без него покрыть скотчем.
Это поможет избежать появления жирных пятен; работать на скользкой
поверхности легче и при помощи стеки проще снять лишний пластилин, не
оставляя следов.
4. На рабочем столе ребенка обязательно должна быть тканевая салфетка для рук,
чтобы он мог воспользоваться ею в любое время, а после выполнения работы с
начало вытереть руки салфеткой, а затем вымыть их водой с мылом.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Непосредственная образовательная деятельность по решению задач
кружковой работы детей проводится в специальном, регулярно проветриваемом,
хорошо освещенном помещении, где имеются рабочие места для детей, шкафы
для хранения образцов, поделок, выставочных работ и материалов для работы.
Одно из важнейших требований – соблюдение правил охраны труда детей, норм
санитарной гигиены в помещении и на рабочих местах, правил пожарной
безопасности. Перед началом работы с детьми закрепляются правила по технике
безопасности при работе с пластилином, стеками.
Материалы и оборудование:
➢ наборы пластилина
➢ стеки
➢ доски для лепки
➢ салфетки
➢ наборы плотного картона разного по форме, цвету
➢ одноразовая посуда, разная по форме, величине
➢ бросовый и природный материал
Учебно – методическое обеспечение
➢ детская художественная литература по теме;
➢ стихотворения;
➢ загадки;
➢ пальчиковые игры для расслабления мышц и снятия напряжения;
➢ гимнастики для глаз
➢ физкультминутки
➢ атрибуты к играм
➢ фото или иллюстрации с изображением различных композиций и предметов

К концу года дети должны
➢ Знать основные приемы пластилинографии: надавливание, размазывание,
отщипывание, вдавливание.
➢ Уметь использовать вспомогательные предметы (косточки, перышки и т. д.)
➢ Знать правила работы с пластилином.
➢ Уметь доводить дело до конца.
➢ Знать правильную постановку пальцев.
➢ Уметь самостоятельно выбирать рисунок для работы.
➢ Знать последовательность выполняемых действий.
➢ Уметь работать на ограниченном пространстве.
➢ Уметь использовать несколько цветов пластилина.

ПЕРСПЕКТИВНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№

Темы занятий

Программное содержание

Оборудование

Октябрь
1-2

«Созрели яблочки
в саду»

3-4

«Гроздь
винограда»

5-6

«На грибной
полянке»

7-8

«Листья кружатся,
падают в
лужицы».

Учить освоению приёма
рисования пластилином,
отрабатывать приём
«скатывание». Развивать
образное восприятие, учить
составлять композицию
яблонька в сотворчестве с
воспитателем. Развивать
образное восприятие, мелкую
моторику.
Ознакомить детей с техникой
пластилинографии, приемами
выполнение декоративных
налепов разной формы
Развивать образное восприятие,
мелкую моторику.
Осваивать рисование
вертикальных и горизонтальных
линий; вносить в картину
дополнительные изображения:
травы, солнца или тучки с
дождём по желанию детей.
Развивать творчество, фантазию,
мелкую моторику.
Освоение техники рисования
пластилином: скатывание
шарика, примазывание,
нанесение мазка. Задачи:
Сформировать первоначальное
представление о технике
пластилиновой живописи
рельефной лепке. Научить
приѐмам рельефной лепке:
налеп, декорирование,
примазывание, сглаживание,
скручивание, лепнина. Создать
красивую композицию в
сотворчестве с воспитателем.
Развивать мелкую моторику рук
и ориентировку в пространстве.

Картон зелёного цвета;
пластилин красного цвета;
доска для лепки.

Картон белого цвета;
пластилин зеленого цвета;
доска для лепки

Картон зелёного цвета;
пластилин коричневого
цвета; карандаши зелёного,
жёлтого цвета; доска для
лепки.

Использовать стеки,
декорировать предметы,
выполнить рельефный
орнамент на плоскости.

Ноябрь
1-2

«Мухомор»

Расширить представление детей
о грибах (форма, цвет, величина,
съедобные-несъедобные).
Учить
лепить
плоскостное
изображение мухомора, выделяя

Плотный картон жёлтого
цвета; пластилин красного и
белого цвета; доска для
лепки

3-4

«Осеннее дерево»

5-6

«Ветка рябины»

7-8

«Светофор»

его отличительные признаки.
Развивать образное восприятие,
мелкую моторику.
Продолжать осваивать приемы
пластилинографии: на
нарисованном дереве прилепить
осенние листья: отщипывание
пластилина от большого куска,
раскатывание маленьких
шариков, прилепление их к
веточкам. Закрепить названия
цветов, учить пользоваться
разными цветами, закрепить
представления о деревьях
осенью.
Учить отщипывать небольшие
кусочки от целого, скатывать
шарики. Учить использовать
сухие веточки как основу
работы. Закреплять умение
аккуратно
использовать пластилин в своей
работе. Развивать мелкую
моторику.
Закрепить цвета светофора.
Продолжать освоение
приемов пластилинографии.
Учить, надавливающим
движением указательного
пальца, размазывать пластилин
на шаблоне (светофор)
раскатывать палочку,
прилеплять к
шаблону. Закреплять умение
аккуратно
использовать пластилин в своей
работе. Развивать мелкую
моторику.

Шаблоны деревьев,
пластилин красного и
желтого цветов, доска для
лепки, стеки, бросовый
материал

Картинка с изображением
ветки рябины с ягодами,
пластилин красного цвета,
доска для лепки, стеки.

Шаблон светофора,
пластилин желтого,
красного, зеленого цветов,
доска для лепки, стеки.

Декабрь
1-2

«Чайный сервиз»

3-4

«Снежинка»

Закреплять навыки скатывания,
сплющивания, разрезание куска
на две части. Упражнять в
умении украшать готовую
форму узором, используя
колпачки от фломастеров,
пуговицы и др. Развивать
эстетический вкус
Расширять представления детей
о зиме. Учить лепить
плоскостное изображение
снежинки из отдельно
слепленных «колбасок».

Шаблоны чайного сервиза
Кусочки пластилина разного
цвета на тарелочке, стек,
тряпочка для рук.

Плотный картон голубого
цвета; пластилин белого
цвета, доска для лепки.

5-6

« Новогодние
игрушки»

7-8

«Украшаем
елочку»

Развивать мелкую моторику,
конструктивные способности.
Учить лепить плоскостное
изображение новогодней
игрушки из отдельно
слепленных шариков.
Развивать мелкую моторику рук
и ориентировку в пространстве.
Продолжать учить детей
отщипывать маленькие
кусочки пластилина от куска и
скатывать из них шарики
диаметром 5-7 мм., надавливать
указательным пальцем
на пластилиновый шарик,
прикрепляя его к основе,
размазывать пластилин на
картоне надавливающим
движением пальца.

Шаблоны новогодних
игрушек, пластилин разных
цветов, доска для лепки,
стека, бросовый материал
Белый картон силуэтом
елки. Пластилин зеленого,
красного и желтого цветов.
Стеки и бросовый материал.

Январь
1-2
3-4

5-6

7-8

«Мышка-норушка Учить изображать с помощью
и золотое яичко» пластилина сказочных героев.
Научить преобразовывать
шарообразную форму в овальную
прямыми движениями
рук. Закрепить умение
передавать характер формы,
используя знакомые способы
лепки: раскатывание,
оттягивание деталей предмета,
сплющивание.
«Снеговик»
Показать способы смешивания
пластилина разных цветов для
получения необходимых
оттенков.
Формировать цветовое
восприятие, аккуратность,
развивать мелкую моторику
рук.
«Снегири».
Вызвать
интерес к миру
природы птиц, формировать
реалистическое представление о
ней. Закреплять работать
пластилином на горизонтальной
поверхности, использовать его
свойства при скатывании,
расплющивании, разглаживании
поверхностей в создаваемых
предметах. Развивать
практические навыки и умения
детей при создании заданного
образа посредством

Плотный картон голубого
цвета; пластилин разного
цвета; доска для лепки

Трафареты снеговика,
пластилин, картон голубого
цвета, доска для лепки.

Плотный картон с фигурой
снегиря, пластилин разных
цветов; доска для лепки,
стеки.

пластилинографии.
Формировать композиционные
навыки, цветовосприятие.
Прививать любовь к птицам.

Февраль
1-2

«Шубка для
ёжика»

3-4

«Кудряшки для
овечки»

5-6

«Самолет летит»

7-8

«Подарок папе»

Учить моделированию образа
ёжика путём изображения
иголочек на спине ритмичными
короткими мазками, используя
приёмы скатывания и
примазывания. Формировать
интерес к созданию
коллективной композиции.
Воспитывать любовь к
животным.
Заинтересовать детей для
передачи выразительного образа
кудряшек пользоваться
дополнительным орудием.
Развивать согласованность в
работе обеих рук. Воспитывать
навык аккуратной работы с
пластилином.
Закрепить умение детей делить
брусок пластилина на глаз на две
равные части, раскатывать его
прямыми движениями ладоней.
Учить детей составлять на
плоскости предмет, состоящий из
нескольких частей, добиваться
точной передачи формы
предмета, его строения, частей.
Дополнять изображение
характерными деталями
(окошками-иллюминаторами),
используя знакомые приемы
лепки: раскатывание,
сплющивание.
Продолжать формировать
интерес детей к работе
пластилином на горизонтальной
плоскости – пластилинографии.
Побуждать детей к
изготовлению подарков для
близких. Развивать творческое
воображение. Формировать
навыки самостоятельной работы

Картон жёлтого цвета с
фигурой ёжика, пластилин
коричневого цвета; доска
для лепки.

Плотный картон с фигурой
овечки, пластилин разных
цветов; доска для лепки,
стеки.

Картон белого цвета;
пластилин голубого и
зеленого цвета; доска для
лепки.

Шаблоны для подарка,
пластилин разных цветов,
доска для лепки, стеки,
бросовый материал.

Март
1-2

«Душистая
мимоза».

Расширять знания детей о
южных растениях, их строении и
цвете. Учить лепить мимозу
приёмом скатывания маленьких
жёлтых шариков, равномерно

Плотный картон голубого
цвета, пластилин разных
цветов, доска для лепки,
стеки

3-4

5-6

7-8

распределять вдоль стебля.
Развивать координацию
движения рук, мелкую
моторику.
Формировать композиционные
навыки, цветовосприятие.
Прививать любовь к матери,
желание сделать подарок к
женскому дню.
«Расписной поднос Учить детей составлять узор из
для бабушки»
скатанных линий при украшении
подноса. Развивать чувство
цвета и формы. Развивать
чувство формы и величины.
Развивать мелкую моторику рук.
«Сарафан для
Продолжать учить детей
матрешки»
составлять узор из
кусочков пластилина (шарики,
линии, раскрашивание
пластилином) и узорами
сделанными отпечатками
коктейльных палочек.
«Подснежники»
Вызвать интерес к
пробуждающей весенней
природе, познакомить с
весенними изменениями, дать
представления о первоцветах;
учить создавать выразительный
образ посредством передачи
объёма и цвета; закрепить
умения и навыки детей в работе
с пластилином – раскатывание,
сплющивание, размазывание
используемого материала на
основе, разглаживание готовых
поверхностей; развивать мелкую
моторику рук.

Картон белого цвета в
форме подноса: овальной,
круглой формы с
вырезанными отверстиями,
пластилин разных цветов,
стека.
Картон белого цвета
силуэтом матрешки.
Пластилин зеленого,
красного и желтого цвета.
Стека, коктейльные
палочки, салфетки.
Плотный картон оранжевого
(жёлтого) цвета, набор
пластилина (синий, белый,
зелёный), доска для лепки,
иллюстрация с изображением
подснежников.

Апрель
1-2

«Рыбка плавает в
пруду»

Учить детей создавать
образ рыбки в технике
пластилинографии.
Учить детей приемом
размазывания закрашивать
рыбку. Продолжать обучать
скатывать кусочки пластилина
кругообразными движениями
между пальчиками. Учить
создавать «чешуйки»
рыбки различными
дополнительными материалами
(семечки, природный, бросовый
материал). Закрепить названия
частей тела рыбки и название

Шаблоны с изображением
рыбки, пластилин разных
цветов, доска для лепки,
стека, семечки, природный,
бросовый материал.

основных цветов.

3-4

«В гости к
солнышку»

5-6

«Веточка вербы»

7-8

«Украшаем
пасхальное яйцо»

Закреплять знания о солнышке
(для чего оно нужно? какое
оно?). Учить передавать образ
солнышка, совершенствуя
умения детей скатывать кусочек
пластилина между ладонями,
придавая ему шарообразную
форму; учить приему
сплющивания шарика на
горизонтальной поверхности для
получения плоского
изображения исходной формы.
Упражнять в раскатывании
комочков пластилина между
ладонями прямыми движениями
обеих рук. Поддерживать в
детях желание доводить начатое
дело до конца.
Продолжать формировать
умение отщипывать
делить пластилин на несколько
частей, отщипывать маленькие
кусочки и соединять их с
картоном. Упражнять в умении
создавать рельеф при помощи
стека. Развивать чувство формы
и цвета.
Познакомить с праздником
Пасхи. Закреплять приемы
пластилинографии:
отщипывание маленького
кусочка, раскатывание шариков
двумя пальцами, придавливание
к шаблону яйца. Побуждать
использовать несколько цветов
для создания яркого красочного
образа. Вызвать желание
порадовать близких людей.

Плотный картон синего
цвета, размер ½ А4;
пластилин желтого и
красного цветов; доска для
лепки.

Картон голубого цвета.
Кусочки пластилина черного
и белого цветов, тряпочка
для рук, стека.

Шаблон яйца, пластилин
разных цветов, доска для
лепки, стеки, бросовый
материал

Май
1-2

«Салют над
городом»

3-4

«Радуга»

Учить рисовать салютики
пластилином: скатывание
небольших комочков в шарики,
примазывание их к основе в
хаотичных направлениях. Учить
прикладывать усилие при работе
с подручными материалами:
стеки, трубочки, колпачки.
Поддерживать интерес к
созданию коллективной
композиции «вечерний город»
Учить детей передавать

Плотный картон голубого
цвета; пластилин красного,
зелёного, жёлтого цвета;
стека; трубочки; колпачки;
доска для лепки.

Плотный картон синего

5-6

«Божья коровка
на ромашке»

7-8

«Бабочки»

характерное строение радуги
(дугообразное расположение
цветовых полос).
Закреплять умение лепить
одинаковой толщины
«колбаски». Вызвать интерес к
природным явлениям.
Развивать мелкую моторику рук,
цветовосприятие, глазомер.
Закрепить использование в
творческой деятельности детей
технического приема –
пластилинографии, формировать
обобщенные способы работы
посредством пластилина.
Развивать мелкую моторику рук,
цветовосприятие, глазомер.
Расширить у детей знания и
представления об особенностях
внешнего вида бабочки.
Знакомить с симметрией на
примере бабочки в природе и в
рисунке. Совершенствовать
умение детей работать в
нетрадиционной
изобразительной технике –
рисование пластилином,
расширять знания о
возможностях данного
материала. Учить детей наносить
мазки пластилином, плавно
«вливая» один цвет в другой на
границе их соединения.

цвета; пластилин разного
цвета; доска для лепки

Картон зелёного цвета с
силуэтом ромашки; размер
А4; пластилин белого и
жёлтого цвета; стека;
наклейка «божья коровка

Картон зелёного цвета;
размер А4; пластилин
красного и жёлтого цвета;
стека; наклейка «бабочки»

Используемая литература
Изобразительная деятельность в детском саду. 2 младшая группа.
Планирование, конспекты, методические рекомендации. И. А. Лыкова.
Цветной мир 2014г
Г.Н.Давыдова «Пластилинография для малышей»
Ж.В.Сорокина «Пластилиновые картинки»
Стародуб К.И. Ткаченко Т.Б. «Пластилин» Издательство Феникс. 2003.
Ткаченко Т. Б., Стародуб К. И. «Лепим из пластилина». - Ростов-на - Дону:
Издательсво «Феникс», 2003.
Узорова О. В., Нефедова Е. А. «Игры с пальчиками». - М.: ООО издательство
Астрель: издательство Аст, 2004
И. О. Шкицкая «Пластилиновые картины» Издательство Феникс. 2009.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».