Содержание ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ................................................................................ 3 ГЛАВА I. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ............................................................. 6 ПО ОБУЧЕНИЮ ЧТЕНИЮ ....................................................................................... 6 ГЛАВА II. СТРУКТУРА И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ................................. 6 РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ................................................................................. 6 2.1. Особенности подготовки ребенка к обучению чтению ................................... 6 2.2 Структура обучающего процесса чтению по методике «Словолодочки» ...... 7 2.3 Взаимодействие с родителями в процессе обучения чтению......................... 10 ГЛАВА III. КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО ОБУЧЕНИЮ ЧТЕНИЮ ..................................................................................... 12 Список литературы ................................................................................................... 14 3 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Актуальность данной программы обусловлена всё возрастающими требованиями к ученикам начальной школы в вопросах самостоятельного чтения, понимания прочитанного, пересказа прочитанного, выразительного чтения, чтения по ролям и т.д. И несмотря на то, что чтение – является фундаментальным навыком, его отработка не входит в компетенцию дошкольных учреждений, но и в начальной школе – этому не оказывается должного внимания, поэтому зачастую ребёнок должен прийти в школу уверенно читающим. Кроме того, насыщенность программы обучения самих учителей и воспитателей настолько велика, что уделить внимание углублению в именно эту тему просто не представляется возможным. Осведомленность родителей по вопросу обучения своего ребёнка чтению часто не позволяет им научить ребёнка делать это правильно, а наоборот, создает проблемы для дальнейшего обучения в школе. В структуре чтения как деятельности, согласно Роговой Г. В. и Верещагиной И. Н., можно выделить мотив, цель, условие и результат. Мотивом является общение или коммуникация с помощью печатного слова. Целью является получение информации по тому вопросу, который интересует учащегося. К условиям относится овладение графической системой языка и приемом извлечения информации. Результатом является понимание или извлечение информации из прочитанного текста с разной степенью точности и глубины. Основными базовыми умениями, лежащими в основе чтения, являются умения: - прогнозировать содержание информации по структуре и смыслу; - определить тему, основную мысль; - делить текст на смысловые куски; - отделять главное от второстепенного; - интерпретировать текст. При обучении чтению важно не только формирование у учащихся необходимых навыков и умений, обеспечивающих возможность чтения как опосредованного средства общения, но и привитие интереса к чтению. Как справедливо отмечает А. А. Леонтьев, умения читать, неподкрепляемые более или менее постоянной тренировкой, распадаются очень быстро, и все усилия по обучению чтению оказываются напрасными. Чтение, – пишет С. Л. Рубинштейн, - не является просто механической операцией перевода письменных знаков в устную речь. Для обучения чтению необходима, конечно, прежде всего, выработка соответствующих технических навыков, но одних лишь технических навыков недостаточно. Поскольку чтение включает понимание смысла прочитанного, то оно представляет собой своеобразную мыслительную операцию. 4 Надо учитывать, что у флегматичных детей, т.е. детей с замедленными мышлением, речью и действиями, процесс обучения идет не так быстро, как у их сверстников с более подвижными процессами нервной системы. Овладев грамотой, читают они спокойно и неторопливо, в противоположность непоседливым и возбудимым детям, которые читать и считать учатся быстро, но, проявляя поспешность, делают при этом много ошибок. Если у ребёнка логопедические проблемы, то научиться читать ему будет тяжело. Конечно, при достаточной тренировке можно любого ребёнка научить читать, но какой смысл этого обучения, если он отрицательно повлияет на его развитие. Есть дети, которые независимо от того, учат их чтению или нет, сами овладевают эти искусством к четырем - пяти годам. Таких детей на самом деле немного, большинство из них необходимо обучать чтению постепенно. Обычно все дети готовы к этому к шести годам. Если родители не обучают ребёнка чтению до школы, то ребёнку будет тяжело освоить чтение вместе с читающими одноклассниками. Современные буквари рассчитаны на читающих детей. Поэтому задача родителей и дошкольных педагогов - научить читать ребёнка до школы и тем самым помочь ему пережить нелегкий период адаптации к школьной жизни. Навык чтения обязательно нужно формировать еще в детстве, прививать любовь к книгам. От этого будет зависеть скорость чтения, которая важна при обучении в школе и влияет на успеваемость. Ребёнок должен справляться с большим объемом информации, которую он получает в школе. Если он читает плохо и медленно, то на домашние задания потребуется больше времени, концентрация внимания будет снижена, что в итоге скажется на качестве учебы. Цель программы заключается в обучении детей чтению в игровой форме, а также формирование интереса к чтению и книгам. Задачи в рамках поставленной цели обучения: - подготовка к обучению чтению: развитие фонематического восприятия; развитие познавательных способностей ребёнка, внимания, памяти, мышления, мелкой моторики; развитие речевых способностей; - изучение звуков, запоминание слогов, как основной структурной единицы слова; - чтение слов по словолодочкам и отработка правильной структуры чтения слов; - работа над пониманием прочитанного и развитие образного восприятия. Принципы построения программы: - учет индивидуальных особенностей, возможностей и степени готовности к обучению чтению детей; - создание на уроке атмосферы праздника и волшебства; 5 - недопустимость выставления любых оценок работы и сравнительных моментов; - положительная оценка лучшего достижения ребенка за урок; - проведение занятий с учетом специфики дошкольного возраста; - вовлеченность каждого ученика в процесс, наглядность материала. Ведущая деятельность – игровая, творческая. Формы и режим занятий. Основной формой работы с детьми являются занятия, продолжительность которых соответствует возрастным нормам детей - 2 раза в неделю по 30 мин. Всего 72 занятия, 36 часов в год. 6 ГЛАВА I. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПО ОБУЧЕНИЮ ЧТЕНИЮ Содержание программы позволяет в игровой форме усвоить дошкольниками такие понятия, как звук, слог, слово, образ и научиться одному из фундаментальных навыков в обучении – чтению. Залогом правильного обучения является развитие фонематического восприятия ребенка. В занятия включены задания с неречевыми звуками, анализом и синтезом, игры на развитие фонематического слуха. Изучение звука базируется на запоминании образа буквы русского алфавита, акцент делается именно на звуках, понятие буквы даем в конце учебного года, когда ученики будут владеть умением сливать звуки в слоги и прочитывать слова целиком. Для запоминания используются фантастические сюжеты, яркие игрушки, выдерживается общая сюжетная линия (морская тема). Дети идут не заниматься, а плавать и играть в волшебные словолодочки. Используется определенная последовательность изучения звуков: один гласный (начало с АОУЫЭ) плюс три согласных. Это позволяет уже после нескольких занятий работать над процессом слияния звуков в слоги и ускоряет для ребенка процесс отработки навыка чтения. Программа позволяет достичь двух следующих результатов: обучение правильному чтению (чтению с пониманием прочитанного) и поддержанию интереса и любви к этому навыку за счет легкости и высокой наглядности обучающего материала. Программный материал систематизирован и изучается в определенной последовательности: звуки, слоги, слова, смысл. Переходы через один из этапов в программе не допускаются, что позволяет избежать в дальнейшем серьезных ошибок в чтении: побуквенного чтения, слогового чтения, чтения без понимания смысла, прочитывание по два и более раза. ГЛАВА II. СТРУКТУРА И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ 2.1. Особенности подготовки ребенка к обучению чтению Выделим 4 этапа процесса обучения чтения по методике «Словолодочки». Звуки. Слоги. Слова. Смысл. Прежде чем приступить к изучению звуков, нужно проверить, готов ли дошкольник к обучению. Этап 1 – это интерес ребенка. Листает книжки с увлечением? Просит почитать ему сказки? Сам выбирает книжки? Интересуется буквами и пробует писать сам? А может просит научить его писать свое имя? Все это сигнализирует – готов. 7 Этап 2 – отсутствие возможных нарушений развития, способных помешать формированию навыка, отсутствие проблем речевого спектра (консультация логопеда обязательна). Этап 3 — это хорошая ориентация в пространстве, ребёнок должен знать где право, где лево, где верх, где низ. Чтение осуществляется слева направо и сверху вниз, и обучение проводится точно также. Алфавит будет читаться слева направо и сверху вниз, также, как и по слогам будет петься слоговая таблица. Этап 4 — это фонематический слух. Фонематический слух - тонкий систематизированный слух, с помощью которого можно различать и узнавать фонемы, составляющие звуковую оболочку слова. Фонематический слух является основой для понимания смысла сказанного. Ведь, заменив даже один звук в слове, можно получить совершенно иное слово: "кот-ком", "фата-вата", "кочка-мочка". 2.2 Структура обучающего процесса чтению по методике «Словолодочки» Этап 1. Изучение звуков с помощью алфавита «Капельки чтения». В русском алфавите 33 буквы, 31 звук, из них 10 гласных и остальные согласные буквы. Про гласные говорим, что они голосом могут быть показаны, на эти звуки нет препятствия ни языка, ни зубов, ни губ - можем легко потянуть, например, О-О-О. Разделение на гласные и согласные должно быть при обучении обязательно для дальнейшего слияния слогов и прочтения слов. Согласные звуки бывают мягкие и твердые, глухие и звонкие. Есть гласные, придающие мягкость согласному звуку (е, ё, ю, и, я), а еще такие, которые дают совсем другой звук, например, звука Ё нет в русском языке, а иногда буква Ё дает целых два звука – Й и О. Пригодятся ли эти знания для чтения – нет. Но слоговая таблица построена таким образом, что это разделение показано визуально, что позволит ребёнку легче овладеть фонетическим разбором слова в первом классе. Алфавит используется без опорных картинок, т. к. закрепление образа за каждой буквой мешает началу правильного чтения и оттягивает его. Он представлен в последовательности, в которой он и есть, но гласные буквы выделены красным цветом, согласные - чёрным цветом. Под каждой буквой стоит капелька. Объем этой капельки указывает на длительность произношения звука и дает возможность отличить гласную от согласной. Одно из упражнений каждого урока первых месяцев обучения – прочитать весь алфавит. Педагог читает и показывает одновременно – дети повторяют: АААА, Б (не БЭ), В, Г, Д, ЕЕЕЕ и так далее. Чтобы ребенок запомнил образ буквы - ему нужно ее потрогать, и нужно смоделировать эту букву: разукрасить, вырезать, нарисовать красками, слепить из пластилина, на картоне сделать аппликацию из цветной бумаги, или посыпать горохом, бусинками, блестками, фасолью, макаронами, можно 8 писать букву на муке, песке, земле, собирать из спичек, ватных палочек, орешков, изюма, сухариков. Этап 2. Со слогами работа очень большая и может быть поделена на два направления: работа со слоговой таблицей и работа по слиянию слогов. Для обучения чтению по данной методике используются только открытые слоги. Это слоги, в которых первый звук согласный, второй гласный, потому что в случае, если ребенку на начальном этапе сложения звуков в слоги давать понятие закрытого слога, то малыш будет видеть его везде, в том числе там, где не нужно. Например, слово ОЗЕРО он прочтет ОЗЕР-О и смысла прочитанного не усвоит. Гласные буквы также выделены красным, как и в алфавите, а согласные буквы выделены чёрным для того, чтобы ребёнок визуально мог запомнить и легко разделить гласные и согласные. Потому что слог складывается из согласного звука и гласного. И только в такой последовательности они садятся в лодочку и никак иначе – рассмотрим игровой момент. Итак, в таблице море, поэтому много-много лодочек (пиратских шлюпок, корабликов и т. д. на фантазию педагога). ММММММ, а рядом ААААААА, начинает песню ММММММ, но он очень короткий и петь не умеет, помогает ему АААААААА, читаем ММММААААА. А потом сразу МО, МУ, МЫ, МЭ. Почему гласные отдельно? И без лодочки? Потому, что они задают темп чтения и повторяются с каждым согласным. Второй вариант игры: придумываем легенду: буква О это у нас, например, мешок с подарками от Деда Мороза. Мешков очень много и подарков тоже очень много. Мешки все круглые - как буква О. Задача помочь Деду Морозу собрать эти все мешки, чтобы все зверюшки в лесу остались с подарками. Одновременно с прочитыванием слога - указывать на него. Цель - закрепить визуальное со звуковым его сопровождением. То есть, когда говорим лу - показываем лу и т. д. Работа второго направления – по слиянию слогов следующая: педагог называет ребенку только первый согласный звук (если он сам затрудняется) и напоминает, что второй звук сегодня А (например, но каждый урок – новая гласная). Получается педагог говорит ЛЛЛЛ, ребенок подхватывает и говорит ЛЛЛЛАААА, вот и получился слог, затем педагог говорит ММММ, он ММММАААА и процесс запущен. С каких букв лучше начать складывать слоги – с тех, которые можно потянуть: это м, р, с, л, н, ж, ш, в. Эти звуки необходимы только на начальном этапе запуска механизма чтения – чтобы исключить ненужное Б А, БА. Если ребенок будет сливать звуки таким образом, то будет прогрессировать побуквенное чтение, а избавиться от него трудно, легче его не допустить. Чтобы игра в слоги для ребёнка показалась увлекательной и интересной, нужно рисовать. Одно из любимых занятий для ребенка – это рисование. Пример одного из уроков: «Лодки, много и отдельные буквы – наверное был шторм и все пассажиры (буквы) рассыпались, и ты должен 9 рассадить их по местам. Первым в лодке сидит, вспоминаем, согласный звук, второй – гласный. В первую лодку посадим Б и А, прочитаем БА. Как думаешь, кто же плывет в этой лодке? БААААА – баран, верно! Кто плывет на следующей лодке? КО, КОООО, корова? Здорово! Куда они плывут МЫ – МЫЛО – за мылом?» И так далее. Этап 3. Комплексность подхода — это принципиальное отличие методики «Словолодочки» от других. Детки учат капельки, лодочки, а потом просто их соединяют в слово. Ценность карточек-словолодочек в следующем: слово не разбито на слоги (ни вертикальными чертами, ни горизонтальными), ребенок видит слово ЦЕЛИКОМ. И это очень важно. Важно для понимания прочитанного, важно для скорости чтения. Если ребенок учится читать по книжкам, в которых слоги разбиты, ему будет крайне сложно перейти на чтение словами. Ведь, всё, что от него требуется – это назвать отдельные слоги. Кроме того, формат изображения – карточка – очень подходит для правильного дозирования количества слов. Например, сегодня ребенок прочитал 5 словолодочек, завтра 7, послезавтра 9 и т. д. Этап 4. Это чтение не слогами, не словами, не предложениями, а образами. Для этого необходима образная память. Именно она нужна для понимания прочитанного с первого раза. Педагог должен дать понять, что каждое слово – это определенный образ. Например, колобок. У кого-то он желтый, у кого-то с розовыми бочками, у кого-то с глазами, в травинках. Или король – у каждого свой (старый, молодой, стоит, сидит, с короной, в мантии и т. д.) Прежде, чем даем ребёнку очередную карточку – нужно заинтриговать ребенка максимально. Например, «сейчас ты прочитаешь о том, о чем я мечтаю уже пять дней (море), а теперь самое мое нелюбимое блюдо (каша), а теперь животное, которое мы видели вчера на прогулке (собака), а это что-то волшебное, что помогает маленькой мышке найти дорогу к сыру (карта)» и т. д. Чем ярче и неординарнее будет представление того или иного слова, тем больше будет интереса у ребенка к осознанному прочтению. На каждом уроке в данной программе включены упражнения по мнемотехнике «цепочка ассоциаций». Цель – построить цепочку из слов. Например, слон – подушка, подушка – луна, луна – компот, компот – чеснок, чеснок – носорог и т. д. Есть ряд правил: 1) Ярко представлять оба образа; 2) Связать два образа в один; 3) Помнить, что в связке только два слова (как кольца цепочки); 4) Сделать образ необычным и сказочным. Неотъемлемой частью занятия является чтение педагогом ребенку. Но чтение с обязательными последующими вопросами: 1. Автор 2. Название 10 3. Главный герой 4. Положительные качества героя 5. Почему добро победило зло? Или чему учит нас автор в этом произведении? 6. Какого цвета было …… 7. Сколько времени было, когда, или понадобилось, чтобы …. 8. В какое время? 9. В каком месте? 10. В чём одет …. Чем конкретнее вопросы – тем старательнее будет малыш запоминать следующий рассказ. Он будет стараться запомнить и представить рассказ, чем и будет тренировать свою образную память, которая поможет ему читать быстро и понимать прочитанное с первого прочтения. В заключении хочется отметить ценность представленной методики с нескольких позиций: - с позиции детей – яркие, красочные материалы и понятные образы (лодочка, капелька), отражающие суть предмета изучения; - с позиции педагога – разделение процесса обучения на этапы позволяет присоединиться к обучению в любое время, в зависимости от умений дошкольника; - с позиции мам – всесторонняя поддержка – как по воспитательным моментам, так и по моментам обучения, так и по моментам подготовки к обучению. 2.3 Взаимодействие с родителями в процессе обучения чтению Осуществление полноценного образовательного процесса обучения чтению не будет максимально результативным без включения и активного участия родителей дошкольников. Овладение навыком чтения в дошкольном возрасте требует ежедневной актуализации и закрепления знаний о звуках и слогах, полученных на занятиях, так как объем долгосрочной памяти еще не велик. Без поддержки и систематических упражнений в домашних условиях, без заинтересованности родителей дошкольников в успехе процесса обучения невозможно полноценное овладение навыком чтения. На протяжении всей реализации содержания учебного материала программы родители являются неотъемлемыми участниками образовательного процесса: они ознакомлены с требованиями, целями и задачами обучения и осведомлены о необходимости постоянного закрепления материала, изученного с педагогом. Основные правила для родителей по закреплению материала с дошкольниками в процессе обучения чтению: 1. Используйте игровую деятельность, как ведущую, в моментах обучающих занятий дома. 11 2. Поддерживайте интерес к занятиям, используйте разнообразные игры и пособия. 3. Постройте свою систему занятий (лучше чаще и короче, чем наоборот), ведь детям в системе комфортно и удобно. 4. Будьте последовательными в обучении чтению, не перескакивайте через этапы. 5. Обязательно раз в год посещайте логопеда, а если есть очевидные проблемы – чаще. 6. Внимательно и дотошно отнеситесь к рекомендациям педагога, не сомневайтесь в его квалификации, доверяйте профессионалу. ГЛАВА III. КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО ОБУЧЕНИЮ ЧТЕНИЮ Структура, вариации уроков могут быть представлены сменой изучаемых звуков, столбцов в слоговых таблицах, сменой согласных звуков в процессе слиянии, количеством букв в словолодочках и наполнением урока дополнительными упражнениями на Ваш выбор в зависимости от времени урока и количества учеников и уровня их развития. Возможное наполнение урока (самое полное, в поурочном плане может быть меньше заданий) Пропевка алфавита, пропевание слоговой таблицы (твердая сторона), упражнения на развитие фонематического слуха, чтение рассказа, изучение буквы (каждый урок новая либо по два урока на букву), работа с помощниками Закрепление выученных звуков (продолжение изучения звуков, если учим по два урока одну букву), пропевание слоговой таблицы (твердая сторона), упражнения на развитие фонематического слуха, чтение рассказа + ответы на вопросы, цепочка ассоциаций, слияние звуков по слоговой таблице (используем стих) 80% урока – работа со слиянием, кроме нее обязательно оставляем закрепление звуков, работу с фонематическим восприятием Месяц Пример одного занятия Сентябрь, октябрь Изучение звука О. Лепим из пластилина. Закрепляем 5ю образами (Огурец, Оля, Облако и пр) и соответствующим рассказом. Упражнение на фонематический слух. Чтение рассказа и вопросы. Чтение слоговой таблицы. Проговаривание всего алфавита (звуки). Написание О на помощниках. Упражнение на фонематическое восприятие. Пропевание слоговой таблицы (твердая сторона) но со сменой направления по отношению в двух предыдущим месяцам (если пели сверху вниз, то поем снизу вверх), цепочка ассоциаций с сюжетными картинками, чтение рассказа и вопросы по нему, стихотворение на слияние с тянущимися согласными (по одному согласному за урок) Рисуем море, вводим понятие структуры лодочки (до этого лодочки читали целиком, исключение стих). Проговариваем и отрабатываем последовательность нахождения в лодке согласного и гласного звуков. Стихотворение на слияние (уже с обратной связью от ребенка – педагог начинает стих, а ребенок Ноябрь, декабрь Январь 13 Фонематическое восприятие, работа по Февраль, март слиянию в слог, чтение словолодочек (на отработку структуры слова и увеличения скорости чтения), работа со слоговой таблицей (твердая сторона) вразброс, чтение. Чтение словолодочек, отработка понимания апрель прочитанного слова с первого прочтения, переход на мягкую слоговую таблицу, добавление словолодочек с мягкими звуками в процесс. Чтение словолодочек (отработка сложной май структуры слов, отработка понимания прочитанного) и с мягкими и твердыми звуками вразброс, анализ слов по таблицам с артикуляционными столбиками (прорисовывание структуры слова с помощью образов «лодочка» и «капелька». Работа с более близким знакомством характеристик звуков по слоговой таблице (глухость, звонкость, твердость, мягкость и др) заканчивает), использование разрезаек и любых упражнений на слияние (в каждом уроке свои согласные звуки и свои упражнения). Чтение рассказа и вопросы. Упражнение на развитие фонематического восприятия. Упражнение на развитие фонематического восприятия, игра «пчелка» со слоговой таблицей, игра «шторм» с морем и лодками (отрабатываем последовательность), чтение словолодочек (с твердыми звуками), (каждый урок прибавляем количество букв в словолодочках – в план пишем слова, которые берем на каждый урок), чтение рассказов с последующим пересказом или продолжением истории (развиваем воображение) Чтение словолодочек с твердыми звуками с отработкой понимания прочитанного (цепочка ассоциаций из слов, предлагаемых к прочтению, рисование прочитанного, работа с мягкой слоговой таблицей, чтение словолодочек с мягкими звуками, рассказ с пересказом Чтение словолодочек, работа по определению характеристик звуков по слоговым таблицам и материалам набора «слоголодочки», переход на чтение артикуляционных столбиков (убираем словолодочки), работа со определением структуры слова (материалы по отнесению слова к той или иной структуре слова с рисунком лодочек и капелек посередине листа). 14 Список литературы Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "Об образовании в Российской Федерации" Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 27 октября 2011 г. N 2562 г. Москва "Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении" 1. Азаров, Ю.П. Семейная педагогика. Воспитание ребенка в любви, свободе и творчестве / Ю.П. Азаров. - М.: Эксмо, 2015. - 496 c. 2. Безрукова, В.С. Педагогика: Учебное пособие / В.С. Безрукова. - Рн/Д: Феникс, 2018. - 381 c. 3. Бережнова, Л.Н. Этнопедагогика: Учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования / Л.Н. Бережнова, И.Л. Набок, В.И. Щеглов. - М.: ИЦ Академия, 2018. - 240 c. 4. Крившенко, М.Е. Вайндорф-Сысоева. - М.: Проспект, 2016. - 488 c. 5. Василькова, Т.А. Социальная педагогика: педагогический опыт и методы работы: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Т.А. Василькова. - М.: ИЦ Академия, 2016. - 208 c. 6. Галигузова, Л.Н. Дошкольная педагогика: Учебник и практикум для академического бакалавриата / Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова-Замогильная. Люберцы: Юрайт, 2016. - 284 c. 7. Глухов, В.П. Коррекционная педагогика с основами специальной психологии (курс лекций): Учебное пособие / В.П. Глухов. - М.: Секачев В., 2017. - 256 c. 8. Гогоберидзе, А.Г. Теоретическая педагогика. Путеводитель для студента / А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунская. - М.: ЦПО, 2017. - 128 c. 9. Дмитриев, А.А. Специальная (коррекционная) педагогика. / А.А. Дмитриев. - М.: Высшая школа, 2017. - 295 c. Подымова, Е.А. Дубицкая, Н.Ю. Борисова. - М.: Юрайт, 2017. - 332 c. 10. Ефремов, О. Педагогика: Учебное пособие / О. Ефремов. - СПб.: Питер, 2018. 352 c. 11. Пчелинцева Ю.А. «Словолодочки: мама, научи меня читать», - Ростов-на-Дону: Феникс, 2020. 12. Столяренко, Л.Д. Психология и педагогика: Учебное пособие для бакалавров / Л.Д. Столяренко, В.Е. Столяренко. - М.: Юрайт, 2017. - 671 c. 13. Титов, В.А. ВПС: Общая педагогика. Конспект лекций / В.А. Титов. - М.: Приор, 2017. - 272 c.