Пояснительная записка «Музыкально-ритмическое воспитание оказывает огромное влияние на развитие воли, характера и интеллекта человека...» (Эмиль Жак-Далъкроз) Современные научные исследования свидетельствуют о том, что музыка и музыкальное воспитание играют особую роль во всестороннем, полноценном развитии ребенка. Развитие музыкальных способностей, как и формирование основ музыкальной культуры нужно начинать в дошкольном возрасте. Воздействие музыки положительно сказывается на эмоциональном состоянии детей, дает возможность им получить общее эстетическое, моральное и физическое развитие. Она концентрирует внимание, память, восприятие, поддерживает работоспособность, усиливая эффект выполняемых упражнений, и улучшает педагогический процесс. Как построить занятие таким образом, чтобы детям было интересно, чтобы они жили музыкальными образами, могли выразить свои чувства? Я пришла к выводу, что это возможно сделать через музыкальноритмические движения. Они являются синтетическим видом деятельности, следовательно, любая программа, основанная на движениях под музыку, будет развивать музыкальный слух и двигательные способности, а также те психические процессы, которые лежат в их основе. Вы когда-нибудь задумывались о том, что ритм – это сама наша жизнь. Сердечный ритм и ритмичное дыхание дают нам возможность радоваться этой жизни и тому, что нас окружает. Развивая чувство ритма у малыша, мы даем ему возможность чувствовать себя более гармонично в этом мире. Ребёнок, находясь в утробе матери, слушает её песни, слышит разговор, стук и ритм сердца. А значит, ещё до рождения малыш живет в определенном ритме. Что же такое ритм? В переводе с греческого «ритм» – соразмерность, закономерное чередование тех или иных элементов, к примеру, движений, звуков. Чувство ритма – это способность чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно его воспроизводить. Благодаря ритму мы отличаем марш от вальса, польку от колыбельной. Если чувство ритма несовершенно, у ребенка слаба развита речь, она невыразительна, либо слабо интонирована. Значение развития ритмического слуха в музыкальном воспитании ребенка способствует общему развитию и заключается в том, что оно: - развивает умственные способностей, психические процессы (мышления, памяти, внимания, слухового восприятия, ассоциативной фантазии); развивает мелкую моторику, двигательную реакцию; - помогает развитию музыкальных способностей и обогащает эмоциональный мир детей; развивает познавательные способности; - воспитывает активность, дисциплинированность, чувство коллективизма. Ритм – это «сердце музыки». Он оказывает наиболее сильное и прямое воздействие на человека - и на его тело, и на эмоции. В педагогике очень распространено убеждение в том, что из всех музыкальных способностей чувство ритма развивается сложнее всего. Существует мнение, что развить его невозможно, так как оно является врожденным. Но современные исследования и практическая деятельность педагогов-музыкантов доказали обратное. Самое главное, это начать развивать как можно раньше. Таким образом, выбранную тему исследования я считаю актуальной. Цель: содействие развитию чувства ритма у детей дошкольного возраста в различных видах музыкальной деятельности. В соответствии с поставленной целью программа позволяет решить следующие задачи: 1. Укрепление здоровья. 1) способствовать оптимизации роста и развития опорно – двигательного аппарата; 2) формирование правильной осанки, красивой походки; 3) содействовать развитию и функциональному совершенствованию органов дыхания, кровообращения, сердечно – сосудистой и нервной систем организма. 2. Развитие музыкальности. 1) развитие способности воспринимать музыку, то есть чувствовать ее настроение и характер, понимать ее содержание; 2) развитие специальных музыкальных способностей: музыкального слуха (мелодического, гармонического, тембрового), чувства ритма; 3) развитие музыкального кругозора и познавательного интереса к искусству звуков; 4) развитие музыкальной памяти. 3. Развивать вокально - хоровые навыки у детей. 1) формировать у детей певческие умения и навыки, способствующие выразительному исполнению; 2) развивать музыкальный слух, голос, формируя естественное детское звучание, укрепляя и расширяя певческий диапазон; 3) помогать проявлению творческих способностей, самостоятельному использованию знакомых песен, хороводах, исполнять песни в сопровождении и без сопровождения инструмента; 4. Развитие двигательных качеств и умений. 1) развитие ловкости, точности, координации движений; 2) развитие гибкости и пластичности; 3) воспитание выносливости, развитие силы; 4) развитие умения ориентироваться в пространстве; 5) обогащение двигательного опыта разнообразными видами движений. 5. Развитие творческих способностей, потребности самовыражения в движении под музыку. 1) развитие творческого воображения и фантазии, мышления, находчивости и познавательной активности, расширяя кругозор; 2) формирование навыков самостоятельного выражения движений под музыку. 6. Развитие и тренировка психических процессов. 1) развитие эмоциональной сферы и умения выражать эмоции в мимике; 2) развитие мышечной силы, гибкости, двигательных качеств и умений; 3) содействие развитию чувства ритма, музыкального слуха, памяти, внимания, умения согласовывать движения с музыкой; 4) формирование навыков выразительности, пластичности, грациозности и изящества движений, развивать ручную умелость и мелкую моторику; 5) развитие восприятия, внимания, воли, памяти, мышления. 5. Развитие нравственно - коммуникативных качеств личности. 1) воспитание умения сопереживать другим людям и животным; 2) воспитание умения вести себя в группе во время движения, формирование чувства такта и культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми. Музыкально - ритмические движения способствуют активизации различных анализаторных систем, становлению интегративной деятельности мозга человека. Поэтому развитием чувства ритма рекомендуется заниматься с самого раннего возраста и в доступной для дошкольников форме ритмических упражнениях и играх. Основу формирования музыкально-ритмических навыков составляют упражнения с музыкальными заданиями. Они подводят дошкольников к пониманию законов ритмического строения музыкальных произведений, учат разбираться в многообразии характера музыки. Игровые упражнения по формированию чувства ритма носят не только обучающий характер, но и могут быть направлены на коррекцию эмоциональных состояний ребенка. Работа по развитию чувства ритма проходит не только через все виды музыкально-двигательных упражнений, но и через все виды музыкальной деятельности детей. Например, в начале непосредственно образовательной деятельности очень хорошо использовать речевые упражнения, упражнения с предметами: палочками, султанчиками, платочками, цветами. Чувства ритма развиваю во всех видах музыкальной деятельности. Упражнения и игры на развитие чувства ритма включаются в каждое музыкальное занятие как его неотъемлемая часть. Карл Орф, немецкий композитор и педагог, уделявший ритмическому воспитанию особое внимание, доказал, что развитие чувства ритма происходит через: - движение – музицирование со звучащими жестами, - речь – речевое музицирование («Прохлопываем слова», «Прохлопываем песенки») - музицирование с инструментами. («Играем в эхо», «Изображаем ритм») А самыми первыми и незаменимыми инструментами, которые позволяют организовать и украсить музицирование в отсутствие любых других инструментов являются звучащие жесты. Звучащие жесты – это ритмичная игра звуками своего тела, игра на его поверхностях: хлопки, притопы, шлепки, щелчки, использование природных «инструментов» - рук и ног. Традиционно звучащих жестов четыре: притопы ногами, шлепки по коленям, хлопки и щелчки пальцами. Используются также удары ладонями по груди и бедрам. Дети, соревнуясь в изобразительности и находчивости, без труда придумывают различные варианты, что активизирует их творческую деятельность. С их помощью дети, разделившись на группы, импровизируют сопровождение к звучащим песням и стихам. Ребята с воодушевлением включаются в игру, открывая новые способы извлечения звуков на собственном теле, оживляя декламируемые стихи. Некоторые тексты дети постарше придумывают сами. Звучащие жесты на следующем этапе «переносим» на инструменты. Если инструментов нет, - их звучание могут заменить простейшие предметы: наполненные крупой коробочки от «киндерсюрприза», карандаши, рыболовные колокольчики, стаканчик из-под йогурта и т. д. Игра на музыкальных инструментах является одним из любимых видов музыкальной деятельности детей. На всех ступенях обучения можно использовать самодельные шумовые инструменты. Эти инструменты позволяют начать процесс приобщения детей к музицированию в отсутствие настоящих инструментов. Музицирование с инструментами обладает огромными развивающими возможностями. Игра в ансамбле, как нельзя лучше дисциплинирует ритмику, а также доставляет ребёнку огромное удовольствие, учит слушать партнёра, позволяет успешно вести работу по развитию ритмического чувства. Использую словесные формы, побуждающие детей к действию: -«поиграй на своём инструменте, изучи, какие в нём живут звуки» (работа всей группой одновременно); -«сыграй музыку на инструменте, как ты хочешь» (свободные индивидуальные соло по кругу); -«будь дирижёром» – ребёнок дирижирует оркестром из 3-4 шумовых инструментов, солирующих по очереди; -«подумай, какие инструменты подойдут, чтобы сыграть на них «музыку дождя», «солнечный свет», «твоё сегодняшнее настроение»; -«попробуй подобрать инструменты и озвучить стихотворение»; -«поговори со своим соседом, расскажи ему что-нибудь» – диалоги инструментов; -«сыграем вместе» – дети по очереди импровизируют на шумовых инструментах на фоне игры на фортепиано. В процессе важна роль педагога, при том, что ведущая фраза здесь «сыграй, как ты хочешь». Речевое музицирование – важная форма работы с детьми в развитии речи и чувства ритма. Доказано, что музыкальный слух развивается совместно с речевым. Использование речевых упражнений помогает развивать у ребенка чувство ритма, формировать хорошую дикцию, артикуляцию, помогает ввести ребенка в мир динамических оттенков и темпового разнообразия, познакомить с музыкальными формами. Эта форма работы легка и доступна для всех детей. Базой для речевых упражнений служит, как правило, детский фольклор: считалки, дразнилки, кричалки, потешки, прибаутки, заклички, присказки, имена, рифмы. Материал я стараюсь подбирать так, чтобы ребенок мог соотнести движения рук, ног, туловища с ритмом речи. Здесь важна правильная последовательность: сначала дети выполняют действие «по показу», затем самостоятельно, в нужном ритме, одновременно проговаривая или пропевая в том же ритме слова. Музыкальные игры, развивающие чувство ритма и подвижные музыкально-дидактические игры, объединяют виды музыкальной деятельности: пение, слушание, движение под музыку, игру на музыкальных инструментах. У детей развиваются необходимые навыки музыкальной деятельности: звуковысотное восприятие, чувство ритма, гармонический слух, чувство лада, темпа. Таким образом, целенаправленная работа по данному алгоритму дает хорошие результаты. Игры по развитию чувства ритма наряду с другими видами игровой деятельности помогают формированию у дошкольников произвольного внимания, работоспособности, восприятия, понимания и воспроизведения текстов и мелодий. Большинство детей учатся чисто интонировать мелодии песен и попевок, а также согласовывать движения с музыкой. Улучшается воспроизведение слоговой структуры слова, речь детей становится более четкой и разборчивой. Работа с воспитателями Хороших результатов по развитию чувства ритма можно добиться только при совместной работе педагогов. Музыкальный руководитель сочетает музыку, речь и движения, а воспитатель продолжает эту работу на речевых занятиях, при разучивании стихов к утренникам, и в игровой деятельности детей. Такая комплексная форма предупреждает речевые нарушения у детей и способствует развитию личности в целом. Работа с родителями Идеальная ситуация, когда с ребенком занимаются комплексным развитием дома, в том числе и ритмическим развитием. Дошкольное учреждение помогает родителям: предлагает беседы, консультации, родители вместе с детьми мастерят инструменты для оркестра, разучивают песни, танцы, играют на инструментах. Требования к подбору музыки. Подбирая музыку для работы с детьми, необходимо стремиться к тому, чтобы она отвечала требованиям высокой художественности, воспитывала вкус ребенка, обогащала его разнообразными музыкальными впечатлениями и при этом вызывала моторную реакцию, была удобной для двигательных упражнений и желаема для вокального исполнения. С точки зрения доступности музыка для движений должна быть: - небольшой по объему (от 1,5 минут для малышей до 3-4 минут для старших детей); - умеренной по темпу (умеренно быстрая или умеренно медленная для младших дошкольников и разнообразной (быстрой, медленной, с ускорением, замедлением) для старших; - 2-х или 3-х- частной ( каждая часть музыки - контрастная по звучанию), с четкой, ясной фразировкой для малышей и разнообразной по форме для старших детей; - музыкальный образ, характер, настроение музыкального произведения должны быть понятны детям. Желательно, чтобы музыкальные произведения были достаточно разнообразными по жанру (плясовые, колыбельные, песни, марши ), и по характеру (веселые, задорные, спокойные, шутливые, торжественные, изящные и т.д.). Подбирая музыку для ритмических композиций, необходимо стремиться к разнообразию стилей, поэтому в программу по музыкальноритмическому воспитанию дошкольников включены: - детские песни современных российских композиторов; - народные мелодии; - эстрадные мелодии; - классические произведения. Разнообразие стилей и жанров развивает кругозор детей, воспитывает у них интерес к музыкальному искусству, выявляет индивидуальные предпочтения к музыке, формирует художественный вкус. Дополнительное образование по художественно-эстетическому развитию «Музыкальный калейдоскоп» Руководитель Белоглазова Евгения Николаевна Содержание кружковой работы Обучение ребенка вокальному пению (слух, ритм, интонация, память) Обучение игре на музыкальных инструментах (бубен, деревянные ложки, бубенцы, колокольчик, трещетки...) Обучение элементам хореографии(постановка корпуса во время исполнения хороводных песен, плясок , во время звучания оркестра) Ожидаемые Ритмично двигающийся под музыку. Любознательный, активный, проявляющий интерес к звуку, в том числе, результаты музыкальному, манипулированию с муз. инструментами и не муз. звуками, эмоционально отзывчивый. Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками , в элементарной совместной муз. деятельности (шумовой оркестр, хоровод, пляска, пение). Овладевший умением подпевать простейший метроритм, играть на шумовых инструментах. Основные Развитие слуховой сосредоточенности, умение различать направления элементарный характер музыки, умение сравнивать разные психологопо звучанию предметы, умений характеризующих педагогической двигательно - активные виды музыкальной деятельности: музыкально-ритмических движений и игр на музыкальноработы шумовых инструментах; элементарных вокальных певческих умений; умение активно проявлять себя в музыкальных играх, эмоционально двигаться в танцах. Программно- 1 Методические и учебные пособия. методическое 2. Наглядные пособия. 3.Сценарии и разработки народных праздников и обрядов. обеспечение Взаимодействие 1. Индивидуальные беседы с родителями. с родителями 2. Индивидуальные консультации 3.Стендовая консультация по развитию муз. слуха, ритма. 4.Практический показ родителям вокального пения, игру на муз. шумовых инструментах. 5. Совместное изготовление костюмов. Целью кружка является, углублённое развитие музыкальных способностей, интереса и любви к музыке, потребности в творческом самовыражении детей, опережающих развитие через движение. Задачи: - способствовать формированию музыкальной культуры; - заложить основы музыкального развития (развитие слуха, внимания; движения, чувства ритма и красоты мелодии, музыкальных способностей); - развивать творческую активность, стимулировать фантазию; - развивать двигательные качества (пластику, координацию, ловкость точность и работать над выразительностью движений); - ориентирование в пространстве, умение двигаться в парах, тройках; - способствовать овладению детьми (умение работать с карточками, получать элементарное представление с нотной грамотой, подбирать жесты к словам, знакомство с костюмом); - умение выступать публично; - получения радости в процессе движения. Возраст детей: 3 – 5 лет; Время проведения: 2 раз в неделю; Место проведения: музыкальный зал; Этапы кружковой работы Кружковая форма обучения происходит поэтапно: 1 этап: знакомство (увлечь ребенка музыкой) 2 этап: разучивание (освоение техники, например – игры на ложках). 3 этап: выступление на праздниках, концертах, развлечениях. Структура музыкального занятия в кружке «Музыкальный калейдоскоп». Вводная часть: 1.Этюды (приветствие и прощание). Каждое занятие необходимо начинать и заканчивать с приветствия. Формой приветствия служит - этюд. Этюды направлены на развитие выразительности движений, на постановку корпуса, на создание художественного образа, воспитание чувств доброты и красоты. Основная часть: 2.Выполнение основных и общеразвивающих движений. Овладевая основными элементами движений, (приседание, подъём на полупальцы, шаги, прыжки, поклон, т.д.) закладывается основа танцевальности. Эти элементы являются основой для дальнейшего обогощения двигательного опыта. 3.Ритмодекламации (ритм в стихах). Ритмодекламация — это чёткое произнесение текста или стихов в заданном ритме. Если ритмодекламация идёт на фоне ритмического сопровождения звучащих жестов, (хлопки, шлепки, щелчки, притопы, т.п.) шумовых инструментов, звучания мелодии, различных движений, то это помогает детям телесно пережить ощущение темпа, динамики, ритма. 4.Танцы. Танец, как средство положительных эмоций. Приобщение к танцу ребёнок знакомится с танцевальной культурой (с разнообразной танцевальной музыкой, используются разнообразные движения в различных танцевальных стилях, знакомство с красочными костюмами). Через танец мы развиваем музыкальный слух, координацию, память, ритм, пластичность. Выполняя различные задания, от детей требуется внимание, сообразительность, организованности, что влияет на культуру поведения. Заключительная часть: 5.Музыкальные игры. Музыкальные игры способствуют развитию слухового восприятия, мимической мускулатуры, координации движений, ориентирование в пространстве, стимулируют творчество и фантазию. Различие задач в разделе музыкально-ритмических движений. Название Учебные задачи, основанные на типовой программе Задачи на усложнение, основанные на программе Бурениной А.И. Чувство ритмичности Передавать в движениях контрастные части музыки. Чувствовать смену ритма и темпа. Воспроизводить ритмический рисунок в хлопках, притопах; Воспроизводить простой ритмический рисунок на муз. инструментах, в хлопках, притопах, отмечать синкопы, паузы, чтение ритма по карточкам. Динамические оттенки Отличать P; mp; mf; f. Движения в соответствии с динамикой, P, mp, f, mf . Умеренно- быстрый и умеренномедленный. Ускорять и замедлять движения. Умеренно- быстрый, умеренномедленный, быстрый, медленный, ускорения, замедления. Менять движения в связи со сменой музыкальной формы. Соответствие движений музыкальной формы: куплетная, двухчастная, трёхчастная. Темп Музыкальная форма Основные движения, обще развивающие Двигаться ритмично. Передавать несложный ритмический рисунок. Самостоятельно менять движения. Выполнение основных видов движений в соответствии с разным темпом чёткая координация движений. Разнонаправленные упражнения для различных групп мышц, увеличение объёма движений. Танцевальные движения Поочерёдное выбрасывание ног вперёд, полуприсед+ нога на пятку, приставной шаг. Использование движений различных стилей: народный, современный, ритмический. Исполнение танцев. Ориентирование в пространстве Ощущение пространства. Перестроения во время ходьбы, бега в рассыпную, по кругу, друг за другом, парами, в несколько кругов. Имитационные, (образно- игровые движения) Инсценировать сюжеты игр, и тексты Передача в движении игровых песен, передавать игровой образ. образов: природа, сказочных персонажей, животных. Творчество Импровизация, творчество, фантазия. Составлять простые ритмические рисунки, придумывать игровой образ по заданной теме. Формы и методы обучения Ведущее место отводится задаче формирования полноценно развитой личности ребенка в процессе обучения разнообразным видам деятельности. Это музыкально-дидактические, музыкально - ритмические игры, упражнения, этюды, задания, наглядность, работа с музыкальными инструментами, использование художественного слова, слушания, объяснений, вопросов, использования материально-технической базы. В программе имеет место задача овладения музыкальной терминологией; способностью сравнивать, анализировать, определять. Программа выстроена по дидактическим принципам: от простого к сложному, доступность, последовательность, системность и систематичность. Предусмотрена проверка овладения программных задач путем выполнения заданий на занятиях в течении учебного года. Методами контроля могут быть игровые, тестовые задания; выполнение музыкально - ритмических заданий, этюдов; работа с раздаточным дидактическим материалом; беседы, викторины, успешная работа на занятиях. Овладев программным содержанием, ребенок становится смелее, обретает уверенность в себе, успешно развивается музыкально – ритмический слух, готовым и далее овладевать музыкальной деятельностью. Появляется желание успешно выступать в танцевальных постановках, в концертных, конкурсных, фестивальных мероприятиях любого уровня. В этом и состоит педагогическая целесообразность данной программы. Формы занятий: групповая, индивидуальная. При работе с дидактическим материалом, каждый ребенок имеет свой индивидуальный пакет игровых заданий, отдельный музыкальный инструмент. Во время обучения учитываются индивидуальные и возрастные особенности и способности каждого ребенка. ИКТ используются на протяжении учебного года. Учебно-тематический план: № п/п Тема 1 Вводное 2 3 4 Развитие музыкального слуха Развитие музыкальной памяти Развитие чувства ритма Количество часов Всег Теоретических о занятий 2 2 Практических занятий «Музыкальная подготовка» 8 2 примеча ние 6 8 2 6 8 2 6 «Вокальная работа» Прослушивание 2 2 голосов 2 Певческая 11 1 10 установка. Дыхание. 3 Распевание 11 1 10 4 Дикция 11 1 10 5 Работа с 11 1 10 ансамблем над репертуаром Итого часов 72 12 60 Содержание программы до 72 часов Вводное занятие Содержание. Организованное занятие. Объяснение целей и задач кружка. Чем будем заниматься. Распорядок работы, правила поведения. Форма: беседа, прослушивание музыкальных произведений. Музыкальная подготовка Тема1. Развитие музыкального слуха. Содержание. Использование упражнений по выработке точного восприятия мелодий. Работа с детскими музыкальными инструментами (бубен, ложки, 1 маракасы и т.д.). Форма. Практическая, дидактические игры. Тема2. Развитие музыкальной памяти. Содержание. Использование упражнений по выработке точного восприятия мелодий. Работа с детскими музыкальными инструментами (бубен, ложки и т.д.). Форма. Практическая, дидактические игры. Тема 3. Развитие чувства ритма. Содержание. Знакомство с понятием «метр», «темп». Игра на ударных музыкальных инструментах ( барабан, бубен, ложки и т.д.). Форма. Практическая, дидактические игры. Вокальная работа Тема 1. Прослушивание голосов. Содержание. Прослушивание голосов детей с музыкальным сопровождением и без него. Форма. Индивидуальная работа. Тема 2. Певческая установка. Дыхание. Содержание. Работа над выработкой умений, правильного поведения воспитанника во время занятия. Знакомство с основным положением корпуса и головы. Знакомство с основами плавного экономичного дыхания во время пения. Форма. Фронтальная, индивидуальная, практическая, игровая. Тема 3. Распевание. Содержание. Разогревание и настройка голосового аппарата детей. Упражнение на дыхание: считалки, припевки, дразнилки. Форма. Фронтальная, практическая, игровая. Тема 4. Дикция. Содержание. Отчетливое произношение слов, внимание на ударные слоги, работа с артикуляционным аппаратом. Использование скороговорок. Форма. Групповые занятия, игровая деятельность. Тема 5. Работа с ансамблем над репертуаром. Содержание. Индивидуальная работа по развитию певческих навыков. Работа над дыханием, поведением, дикцией, артикуляцией. Форма. Коллективная. • • • • Материально – техническое обеспечение программы. Атрибуты для занятий (шумовые музыкальные инструменты, музыкально – дидактические игры, пособия); Звуковоспроизводящая аппаратура (аудиомагнитофон, ноутбук, микрофон, кассеты и СD - диски – чистые и с записями музыкального материала); Сценические костюмы, необходимые для создания образа и становления маленького артиста; Песенный репертуар; • Наглядные пособия: портреты композиторов, карточки с музыкальными инструментами. Учащийся должен уметь: - начинать и оканчивать движения под музыку после вступления; - исполнять музыкально- ритмическое задания в характере, темпе музыкального произведения или фрагмента; - исполнять ритмические задания, прохлопывая и притопывая в заданном ритме, темпе, характере; -определять музыкальные инструменты, разновидности оркестра, шумы по тембру; -определять музыкальные звуки по длительности звучания, по высоте; -определять по ритмическому рисунку песню, пьесу, танец; Формы подведения итогов реализации программы, являются педагогические наблюдения, концертные выступления. Список используемой литературы: 1. Н.Е.Веракса, Т.С.Комарова, М.А.Васильева, основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». – М.: «Мозаика – синтез», 2012 г. 2. Каплунова И., Новоскольцева И. Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки». «Невская НОТА», С-Пб, 2010. 3. Радынова О.П., Катинене А.И., Полавандишвили М.Л. Музыкальное воспитание дошкольников .- М.,Просвещение: Владос, 1994; 4. Радынова О.П.Программа «Музыкальные шедевры». – М. «ТЦ Сфера», 2009 г. 5. Радынова О.П. Настроение, чувство в музыке – М. :«ТЦ Сфера», 2009 г. 6. Радынова О.П. Природа и музыка.- М :«ТЦ Сфера», 2009 г. 7. Буренина А.И., Программа по ритмической пластике для детей «Ритмическая мозаика».- Санкт – Петербург, 2000 г 8. Картушина М.Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду.- М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010 9. Картушина М.Ю. «Коммуникативные игры для дошкольников» - Москва «Скрипторий 2003» 2013 10.Суворова Т.И. Танцевальная ритмика для детей. - СПб.: «Музыкальная палитра», 2007. 11.Журнал «Музыкальная палитра». 12.Журнал «Дошкольное воспитание» 13.Журнал «Музыкальный руководитель» 14. Программа «Элементарное музицирование с дошкольниками» Т.Э. Тютюнниковой, созданная по системе музыкальной педагогики К.Орфа