Содержание 1.Целевой раздел 2. Планируемые результаты 3. Формы подведения итогов реализации программы 4. Учебно-тематический план 5. Календарно-учебный график 6. Материально-техническое обеспечение 7.Картотека игр и упражнений 8.Список литературы 1.Целевой раздел 1.1 Пояснительная записка Программа имеет художественно-эстетическую направленность и разработана на основе программы художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» И.А. Лыковой, пособия «Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий» под редакцией Р.Г.Казаковой- М.: ТЦ Сфера, 2009. Продолжительность реализации программы — 1 год. Содержание программы кружка составлена с учетом возрастных особенностей и в соответствии с СанПиНом 2.4.1.3049-13 (требования к организации режима дня и учебных занятий), предназначена для детей 3-6 лет, реализуется она через кружковую работу и выставки. Занятия проводится 2 раза в неделю, длительность составляет 20 минут для детей 3 -4 лет, а 5-6 лет - 25 минут. Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами: ⎯ Закон РФ «Об образовании»; ⎯ Конвенция о правах ребенка (1989г); ⎯ Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015г. «Методические рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разно уровневые программы)». Формирование творческой личности ребёнка — одна из наиболее важных задач педагогической науки на современном этапе. Наиболее эффективное для этого средство — изобразительная деятельность. Изобразительная деятельность способствует активному познанию окружающего мира, воспитанию способности творчески отражать свои впечатления в графической и пластической форме. К тому же изобразительное искусство является источником особой радости, способствует воспитанию у ребёнка чувства гордости и удовлетворения результатами труда. Новизной и отличительной особенностью программы «Удивительное рисование» по нетрадиционным техникам рисования является то, что она имеет инновационный характер, так как в системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития творчества детей: кляксография, эбру – рисование на воде, граттаж, набрызг, монотипия, рисование отпечатком руки, пальцев, рисование с использованием различных материалов, батик и др. Используются самодельные инструменты, природные и бросовые материалы для нетрадиционного рисования. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции, проявить фантазию, творчество Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет детей, а наоборот вызывает стремление заниматься таким интересным делом. Им интересен сам процесс выполнения работы. Актуальность Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. Школьное обучение требует уже достаточно сформированного уровня воображения. К первому классу ребенок должен уметь ориентироваться в ситуациях, в которых происходят различные преобразования предметов, образов, знаков, и быть готовым к предвосхищению возможных изменений. Воображение выступает предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, никакой вид творческой деятельности не может обойтись без воображения. Занятия в ⎯ ⎯ ⎯ ⎯ ⎯ ⎯ ⎯ ⎯ ⎯ ⎯ ⎯ ⎯ ⎯ ⎯ ⎯ ⎯ ⎯ ⎯ кружке позволяют развивать у детей не только художественные способности, но и коммуникативные навыки в процессе рисования. Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Программа направлена на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству. Цель программы: Развитие у детей художественно-творческих способностей, посредством нетрадиционных техник рисования и формирование эмоционально-чувственного внутреннего мира. В увлекательной форме познакомить детей с различными средствами и способами изображения, развитие их творческих способностей, фантазии, воображения Задачи программы: Вызвать интерес к различным изобразительным материалам и желание действовать с ними. Побуждать детей изображать доступными им средствами выразительности то, что для них интересно или эмоционально значимо. Обучать приемам нетрадиционных техник рисования и способам изображения с использованием различных материалов. Создать условия для свободного экспериментирования с нетрадиционными художественными материалами и инструментами. Способствовать возникновению у ребенка ощущения, что продукт его деятельности – рисунок интересен другим (педагогу, детям, родителям, сотрудникам детского сада), дать почувствовать радость творчества и эстетического наслаждения. Развивать воображение детей, поддерживая проявления их фантазии, смелости в изложении собственных замыслов. Совершенствовать и активизировать те знания, умения и навыки, которыми овладевают дети на занятиях по изобразительной деятельности. Обучить техническим приёмам и способам нетрадиционного рисования с использованием различных изоматериалов. Воспитывать художественный вкус в умении подбирать красивые сочетания цветов. Развивать творческое воображение, фантазию, мышление дошкольников через занятия по освоению нетрадиционных техник рисования; Развивать у детей навыки самоанализа, необходимые для оценки собственных работ. Привлечь родителей к сотрудничеству в развитии творчества детей. Принципы: системности - занятия проводят в системе в течение всего учебного процесса; последовательности - знания давать постепенно, без перегрузки, с нарастающим объемом информации; принцип творчества - программа заключает в себе неиссякаемые возможности для воспитания и развития творческих способностей детей; принцип научности - детям сообщаются знания о форме, цвете, композиции и др.; принцип доступности - учет возрастных и индивидуальных особенностей; принцип сравнений и выбора - разнообразие вариантов заданной темы, методов и способов изображения, разнообразие материала. Методы и приёмы: ⎯ ⎯ ⎯ ⎯ ⎯ ⎯ 1.Наглядный: наблюдение, рассматривание педагогических эскизов, иллюстраций, работа с наглядным материалом, игры, практические упражнения для отработки необходимых навыков. 2.Словесный: чтение, рассказ, беседа, пояснение, объяснение, словесная инструкция. В процессе работы обеспечивается интеграция всех образовательных областей: Познавательное развитие. Развивать восприятие, умение выделять разнообразные свойства и отношения предметов (цвет, форма, величина, расположение в пространстве и т.п.), включая разные органы чувств: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус. Развивать умение сравнивать предметы, устанавливать их сходство и различие. Продолжать знакомить с цветами спектра. Способствовать формированию умения различать цвета по светлоте и насыщенности, правильно называть их. Совершенствовать глазомер. Создавать условия для реализации детьми проектов трех типов: исследовательских, творческих и нормативных. Речевое развитие. Воспитывать чуткость к художественному слову; зачитывать отрывки с наиболее яркими, запоминающимися описаниями, сравнениями, эпитетами. Знакомить с книгами. Обращать внимание детей на оформление книги, на иллюстрации. Сравнивать иллюстрации разных художников к одному и тому же произведению. Социально-коммуникативное развитие. Решение проблемных ситуаций, воспитание дружеских взаимоотношений. Формировать умение согласовывать свои действия с действиями партнеров. Создавать атмосферу творчества и доверия, давая каждому ребенку возможность реализовать свой замысел. Поощрять импровизацию, формировать умение свободно чувствовать себя в использовании предметов при рисовании. Развитие умения поддерживать беседу, обобщать, делать выводы, высказывать свою точку зрения. Поощрять попытки делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями. Художественно-эстетическое развитие. Продолжать развивать интерес и любовь к музыке, музыкальную отзывчивость на нее. Формировать музыкальную культуру на основе знакомства с классической,- народной и современной музыкой. Физическое развитие. Физкультминутки, игры малой подвижности. Знакомить с основами техники безопасности при работе с клеем, ножницами и правилами поведения в организованной деятельности. 2. Планируемые результаты. К концу года обучения ребенок может: ⎯ различать и называть способы нетрадиционного рисования; ⎯ самостоятельно создавать индивидуальные художественные образы, используя различные известные ему способы рисования и средства выразительности (линия, цвет, композиция, колорит и т. д.); ⎯ самостоятельно передавать сюжетную композицию; ⎯ давать мотивированную оценку результатам своей деятельности; Ожидаемый результат: Значительное повышение уровня развития творческих способностей. Расширение и обогащение художественного опыта. Формирование предпосылок учебной деятельности. Овладение простейшими операциями. Сформируются навыки трудовой деятельности. Развитие мелкой моторики рук. 3. Формы подведения итогов реализации программы Организация ежемесячных выставок детских работ для родителей. Тематические выставки в ДОУ. Участие в выставках и конкурсах в течение года. 4. Учебный план № п/п Название раздела, темы 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 Всего Количество часов Теория Практика Формы аттестации/ контроля Выставка, участие в конкурсах Знакомство с пейзажем – рисование по мокрому. Игра – экспериментирование «Творим без кисточки». «Рисуем пальчиками» Способы тонирования бумаги. Рисование тампонами. «Рисуем ладошками» 4 2 2 2 1 1 Выставка 2 1 1 Выставка 2 1 1 Выставка 2 1 1 «Рисуем ватными палочками» «Рисуем печатками» «Необычная бумага», рисуем бумагой. Предметная монотипия «Знакомство с кляксографией» Пейзаж в технике выдувания «Набрызг» Мыльные пузырьки «Граттаж» Эффект кристаллов, рисование солью. Рисование песком. Волшебные веревочки. 2 1 1 Выставка, участие в конкурсах Выставка 2 2 1 1 1 1 Выставка Выставка 4 2 2 Выставка 4 1 3 Выставка 2 1 1 Выставка 2 2 4 4 1 1 2 2 1 1 2 2 Выставка Выставка Выставка Выставка 4 4 1 1 3 3 Эбру – рисование на воде Рисование на ткани Рисование на камнях Штриховка Воско-графия 12 4 8 Выставка Выставка, конкурс рисунков Выставка 4 4 2 2 2 2 1 1 2 2 1 1 Выставка Выставка Выставка Выставка 5. Календарно-учебный график № Месяц Число Время проведе п/ ния п заняти я 1. Сентябр Понедельник 11.00 ь Четверг Форма занятос ти Кол- Тема Место во заняти проведен часо я ия в Теорети 8 ческипрактиче ская 2. Октябрь Понедельник Четверг 11.00, 11.30 Теорети 8 ческипрактиче ская 3. Ноябрь Понедельник 11.00, Теорети 8 Знаком ство с пейзаж ем – рисова ние по мокро му. Игра – экспер именти ровани е «Твори м без кисточ ки». «Рисуе м пальчи ками» Спосо бы тониро вания бумаги . Рисова ние тампон ами. «Рисуе м ладош ками» «Рисуе м ватны ми палочк ами» «Рисуе м печатк ами» «Необ Форма контро ля МАДОУ «Кондрат овский детский сад «Ладошки », кабинет педагогапсихолога Выставк а, конкурс рисунко в МАДОУ «Кондрат овский детский сад «Ладошки », кабинет педагогапсихолога Выставк а, конкурс рисунко в МАДОУ Выставк Четверг 11.30 ческипрактиче ская 4. Декабрь Понедельник Четверг 11.00, 11.30 Теорети 8 ческипрактиче ская 5. Январь Понедельник Четверг 11.00, 11.30 Теорети 8 ческипрактиче ская 6. Февраль Понедельник Четверг 11.00, 11.30 Теорети 8 ческипрактиче ская ычная бумага », рисуем бумаго й. Предм етная монот ипия «Знако мство с кляксо графие й» «Знако мство с кляксо графие й» Пейза ж в техник е выдува ния «Набр ызг» Мыльн ые пузырь ки «Гратт аж» Эффек т криста ллов, рисова ние солью. Рисова ние песком . Волше бные верево чки. «Кондрат овский детский сад «Ладошки », кабинет педагогапсихолога а, конкурс рисунко в МАДОУ «Кондрат овский детский сад «Ладошки », кабинет педагогапсихолога Выставк а, конкурс рисунко в МАДОУ «Кондрат овский детский сад «Ладошки », кабинет педагогапсихолога МАДОУ «Кондрат овский детский сад «Ладошки », кабинет педагогапсихолога Выставк а, конкурс рисунко в Выставк а, конкурс рисунко в 7. Март Понедельник Четверг 11.00, 11.30 Теорети 8 ческипрактиче ская Эбру – рисова ние на воде 8. Апрель Понедельник Четверг 11.00, 11.30 Теорети 8 ческипрактиче ская Эбру – рисова ние на воде Рисова ние на ткани 9 Май Понедельник Четверг 11.00, 11.30 Теорети 8 ческипрактиче ская Рисова ние на камнях Штрих овка Воскография МАДОУ «Кондрат овский детский сад «Ладошки », кабинет педагогапсихолога МАДОУ «Кондрат овский детский сад «Ладошки », кабинет педагогапсихолога МАДОУ «Кондрат овский детский сад «Ладошки », кабинет педагогапсихолога Выставк а, конкурс рисунко в Выставк а, конкурс рисунко в Выставк а, конкурс рисунко в 6. Материально-техническое обеспечение. Помещение для занятий: кабинет. Технические средства: мультимедийные презентации. CD и аудио материал Инструменты и приспособления: акварельные краски, гуашь; восковые мелки, свеча; ватные палочки; поролоновые печатки; зубочистки, палочки или старые стержни для процарапывания; коктельные трубочки; салфетки; природный и бросовый материал; стаканы для воды; подставки под кисти; кисти. Наглядный материал: презентации и иллюстрации для интерактивной доски; дидактические игры, педагогические эскизы. 7.Картотека игр и упражнений. Игры детей дошкольного возраста различаются по содержанию, характерным особенностям, по тому, какое место они занимают в жизни ребёнка, в его воспитании и обучении А если учесть, что игра и рисование являются самыми любимыми видами деятельности детей, то можно сделать вывод, что игровая деятельность способствует развитию целостной личности. Становится ясно, что между игрой и рисованием нет противоречий. Игра – вид деятельности, мотив которой заключается не в результате, а в самом процессе, а в рисование ребёнок учится ставить и определять цель и добиваться конкретных результатов. Разграничивать игру и детское рисование, особенно в нетрадиционных техниках, не стоит, они дополняют друг друга. Выгорский Л.С. писал: «В игре ребёнок всегда выше своего возраста, выше своего обычного повседневного поведения, он в игре как бы на голову выше сам себя. Игра в конденсированном виде содержит в себе …все тенденции развития, ребёнок в игре как бы пытается сделать прыжок над уровнем своего обычного поведения» Граттаж - суть этой техники, которая издавна использовалась в России и называлась рисование по восковой прокладке, - в процарапывании. Описание техники: Данную технику начинаем использовать только со старшего возраста. - Сначала наносим цветной фон акварелью и подсушиваем бумагу. - Далее весь фон полностью затрём воском. - Нальём в розетку чёрной гуаши и добавим немного шампуня, тщательно перемешаем. - Затем покроем этой смесью парафиновый лист. - А теперь возьмём заострённую палочку и начнём процарапывать рисунок. Чем не гравюра! Надо иметь ввиду, что эту технику можно осваивать только тогда, когда у ребёнка достаточно хорошо развиты глазомер и координация движений. Упражнения: «В рождественскую ночь» Яркие звёзды и тонкий месяц процарапываем аккуратно. «Что за звёздочки такие…» Процарапываем снежинки. Ни одна снежинка не похожа на другую. «Ночной мотылёк» Яркий фонарь показался ночному мотыльку солнцем. «Салфетка для мамы» Она может быть различной формы и с любым рисунком. «Волшебная поляна» Кто – то злой закрасил всю поляну чёрной краской. Ничего страшного. Вот появилась бабочка, а вот цветок. «Дворец для Снегурочки» Ночь. И вдруг сказочный терем, в котором живёт Снегурочка. «Полёт в космос» Космонавтов встречают холодные звёзды, незнакомые планеты. «Вечерний город» Как красиво, когда зажигаются огни в окнах домов и уличные фонари! «Ветер по морю гуляет» Летит кораблик на всех парусах по водной глади. Монотипия – эта техника, развивающая у детей воображение, фантазию, чувство цвета, формы. Описание техники: Данной техникой мы предлагаем заниматься детям со средней группы. Для работы понадобится гуашь разных цветов и согнутый пополам лист бумаги. - Нарисуем половину круга на правой от сгиба стороне листа, затем левую половинку листа прижмём к правой и разгладим сложенный таким образом лист. Раскроем и посмотрим, что получилось. Мяч? А может быть солнце? Тогда дорисуем лучи. - Нанесём яркие пятна на одну половинку листа бумаги, прижмём другую. Что получилось? Упражнения: «В стране Зазеркалье» Необычная страна, в ней ничего не бывает по одному. Детям предлагается нарисовать на одной половине листа всё, что им хочется, а затем… «Каких я видела бабочек» На бумагу наносятся различные цветные пятна. А затем бумагу можно складывать в разных направлениях. «Осенний парк» Дорогу и небо нарисуем в технике монотипия, сложив лист по «линии горизонта». А потом по небу полетят облака разной формы, а на дороге мы увидим лужи и опавшие листья. «Я и мой портрет» Нарисуем себя и посмеёмся. «Город на реке» Нарисуем город, согнём бумагу по «линии горизонта». Намочим вторую половину бумаги и прижмём к первой – город отразиться в воде. «Белый пароход» Согнём лист бумаги по «линии горизонта». Нарисуем рисунок в верхней части листа, а затем, намочив нижнюю часть, сложим лист. Пароход отразиться в волнах моря. «Гномы – близнецы» Нарисуем одного гномика. Сложим лист пополам, разгладим. Вот и брат. Печатка – техника, позволяющая многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков разные композиции. Описание техники: Для начала нужно изготовить «печатку». Печатки изготовить несложно самим: надо взять ластик, нарисовать на торце рисунок и срезать всё ненужное. «Печатка» готова! Прижимаем её к подушечке с краской, а затем к листу бумаги. Получается ровный и чёткий отпечаток. Составляй любую композицию! Упражнения: Для детей младшей группы можно предложить нарисовать: цветы для пчёлки; бабочек порхающих над лугом; грибы на полянке; овощи в корзинке; фрукты в вазе и т.п. В средней группе дети могут использовать «печатки» с геометрическим рисунком и меняться ими в процессе работы: открытки; пригласительные билеты; платки; салфетки В старших группах используем приём дорисовывания недостающих деталей предметов к готовым «печаткам», составление композиций из разных «печаток» букет цветов; закладки; букет из рябиновых веток. Рисование по сырой бумаге – своеобразная техника рисования. Описание техники: Начинать осваивать эту технику можно уже в младших группах. Для рисования в этой технологии нам понадобиться влажная салфетка и ёмкость с водой. Намочим бумагу и разместим её на влажной салфетке (чтобы бумага не высыхала). Возьмём акварельный мелок или кисточку с акварельной краской и начнём рисовать. Упражнения: «Плывут по небу облака» Проведём плавную линию и она волшебным образом превратиться в … А на что похожи наши облака? «Аквариумные рыбки» Встретились две дуги… А получилась рыбка. Подрисуем ей глаз, рот, чешуйки. А теперь проведём вертикальные линии – заколыхались в воде водоросли. «Зайцы на поляне» Провели короткую линию, а увидели серенькую,пушистую шубку непоседы. Старшая группа. «Летний дождь» Мокрые дорожки, блестящие от капель деревья, мелькает чей – то зонтик. «Воробышки зимой» Холодно птахам , нахохлились они, распустили пёрышки. Ничего скоро весна! «Когда меня обижают» Каким тогда нам кажется мир? Всё расплывается от слёз, становится грустным и серым. Нарисуй, так чтобы мы погрустили вместе. «Мой пушистый маленький друг» Я люблю его. Он всё понимает и радуется, когда я с ним играю. А как приятно прижаться к его пушистой мордочке! «На дне морском» Покажем, как меняется море в зависимости от погоды. «Последний лист» Поздняя осень. Пронизывающий ветер гонит по земле пожухлые листья, клонит стволы деревьев.и только один лист ещё трепещет на ветке. Но вот опять подул ветер. И летит вниз последний лист… «В метель» Порыв ветра, ещё один, ещё… Снег колит лицо. он то вьётся змейкой, то взлетает веером, то мчится в бешенном хороводе, превращая тебя в невидимку. «В подводной лодке» Что ты видишь сквозь толщину воды? Водоросли.солнечные лучи, маленьких рыбок, больших рыб… «Радуга – дуга» Цвета расположены в определённой последовательности, смотри не перепутай. Мокрая бумага позволяет добиться результата плавного перехода одного цвета в другой. Кляксография – игры с кляксами помогают развить глазомер, координацию и силу движений, фантазию и воображение. Описание техники: Кляксографию используем в качестве игр и развлечений. - Поставим большую, яркую кляксу. Возьмём трубочку для коктейля и осторожно подуем на каплю… , побежала она вверх оставляя за собой след. Повернём лист и снова подуем. - А можно сделать ещё одну кляксу, но другого цвета.пусть встретятся. А на что же похожи их следы? Упражнения: «Волшебная поляна» Поставим на листе разноцветные капли и раздуем их в разные стороны. Дорисуем стебли листья. «Букет цветов» Нарисуем вазу, стебли, листья.а цветы сделаем из клякс. Вот какие астры получились. «Волшебная лампа» Нарисуем сказочную лампу. Капнем кляксу – загорелся в лампе свет. А чтобы ярко горел и светил всем добрым людям, раздуем каплю. Набрызг – непростая техника. Описание техники: Её суть в разбрызгивании капель с помощью приспособленной для этого зубной щётки и деревянной лопатки (стеки). Держа в левой руке зубную щётку наберём немного краски, а стекой будем проводить по поверхности щётки – быстрыми движениями по направлению к себе. Брызги полетят на бумагу. Вот и всё. Лучше осваивать эту технику летом на прогулке так как сначала капли краски летят не только на бумагу. Упражнения: «Салфетки» Сделаем набрызг разными красками и полюбуемся эффектом. «Снегопад» По цветному тону делаем набрызг белой краской. Кружатся в танце белые снежинки. «Закружила золотая осень» Цветной краской (золотой) набрызгать листву. Кисточкой прорисовать стволы деревьев, ветки кустов. Получается красивый осенний лес. Печать от руки – очень интересная техника. Описание техники: Обмакиваем всю ладонь или её часть в краску и оставляем отпечаток на бумаге. Можно «раскрасить» ладонь в разные цвета и оставляем отпечаток на бумаге. В таком случае мы краску не только видим, но и чувствуем. К отпечаткам ладоней можно добавить отпечатки одного или нескольких пальцев в разных комбинациях. Упражнения: Предложите детям представить: «Потеряли перчатки по дороге котятки…» Раскрасим левую руку и приложим её к листу бумаги – одна перчатка нашлась! А теперь раскрасим правую руку (поучимся рисовать левой) и приложим отпечаток рядом. Обе перчатки нашлись! «Чьё лицо?» Отпечаток одной ладони без пальцев похож на чьё – то лицо. Может быть к нам в гости пришёл домовёнок Кузя? Или Гном? Осталось взять кисточку и добавить необходимые детали. «Наши птицы» Отпечаток руки может превратиться и в утку, и в лебедя, и в любую волшебную птицу, и в важного индюка, задиристого петуха, гадкого утёнка. «Цветы» Отпечаток всей ладони приложенный к нарисованному цветочному горшку может быть кактусом или ещё каким – нибудь цветком. «Животные» С помощью данной техники можно изобразить и испугавшихся животных, у которых шерсть встала дыбом. «Ежи» Прекрасная ежиная семья может выйти на прогулку, если прикладывать отпечатки разных по размеру ладошек. 8. Список литературы. 1. Доронова Т.Н., Якобсон С.Г. «Обучение детей 2 – 4 лет рисованию в игре», Москва, Просвещение, 1992 2. Казакова Р.Г. « Рисование с детьми дошкольного возраста». Нетрадиционные техники. 3. Комарова Т. С. «Занятия по изобразительной деятельности». 4. Лыкова И.А. «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2 – 7 лет «Цветные ладошки 5. Лыкова И.А. «Методические рекомендации в вопросах и ответах к программе художественного образования в детском саду «Цветные ладошки». 6. Лыкова И.А., В. А. Шипунова «Загадки божьей коровки» интеграция познавательного и художественного развития 7. Никитина А.В. "Нетрадиционные техники рисования в детском саду". 8. Утробина К. К., Утробин Г.Ф. «Увлекательное рисование методом тычка с детьми» 37лет. 9. Цквитария Т.А. "Нетрадиционные техники рисования" Интегрированные занятия в ДОУ.