ДОП художественной направленности Тестопластика

Содержание
1.Пояснительная записка………………………………………………………....3
1.1 Цель………………………………………………………………....………….4
1.2
Задачи……………………………………………………….………………….4
1.3 Режим образовательной деятельности
1.4 Принципы программы………………………………………………………...5
1.5
Связь
с
другими
образовательными
областями………………………….…..7
2.
Организация
учебного
процесса……………..…………….………..…………9
2.1
Структура
занятия……………………………………………………………..9
2.2
Методические
рекомендации
по
организации
игрзанятий……………...…9
2.3 Способы лепки………………………………………………………………...9
2.4
Приемы
лепки………………………………………………………………...10
2.5
Предполагаемый
результат
работы
кружка………………………………...10
2.6
Методические
приемы……………………………………………………….10
2.7
Дидактический
материал…………………………………………………….10
2.8 Техническое отношение……………………………………………………..10
2.9
Форма
работы………………………………………………………………...11
3. Тематическое планирование………………………………………………….12
2.1
2-я
младшая
группа
(дошкольный
возраст
3-4
года)……………………….12
2.3 Средняя группа (дошкольный возраст 4-5 лет)………………………...….18
2.4 Старшая группа (дошкольный возраст 5-6 лет)…………………...………26
6.Список литературы….…………………………………………………………32

2

1. Пояснительная записка
Учёными доказано, что развитие логического мышления, связной речи,
памяти и внимания тесно связано с развитием мелкой моторики и
координации движений пальцев рук. Уровень развития мелкой моторики –
один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению.
Движения рук имеют большое значение для овладения письмом. Если
скорость движения пальцев замедленна, то нарушается и точность движений.
В таких случаях дети стараются избегать ситуаций, в которых чувствуют
свою не успешность.
Актуальной данная деятельность является потому, что в дошкольном
возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом,
создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического
опыта, развития навыков ручной умелости. Развитие «ручной умелости» для
поступления ребенка в школу способствуют занятия по лепке.
Творить и созидать – это великолепные моменты нашей жизни, это радость и
свет в душе. Лепить из теста – доступное занятие и для взрослых, и для
детей. Это увлечение приносит помимо удовольствия и неоценимую пользу
для здоровья тела и души. Активизируется работа пальцев рук, мозга и идёт
полное расслабление тела и души.
Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей
дошкольного возраста. Она способствует развитию зрительного восприятия,
памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков,
необходимых для успешного обучения в школе. Лепка так же, как и другие
виды изобразительной деятельности, формирует эстетические вкусы,
развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его
многообразии. Лепка как деятельность в большей мере, чем рисование или
аппликация, подводит детей к умению ориентироваться в пространстве, к
усвоению целого ряд математических представлений.
Еще одной специфической чертой лепки является ее тесная связь с игрой.
Объемность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым действиям
с ней. Такая организация занятий в виде игры углубляет у детей интерес к
лепке, расширяет возможность общения со взрослыми и сверстниками.
Занятия лепкой тесно связаны с ознакомлением с окружающим, с обучением
родному языку, с ознакомлением художественной литературой, с
наблюдением за живыми объектами.
Создание ребенком даже самых простых скульптур – творческий процесс.
А творческое созидание – это проявление продуктивной активности
человеческого сознания.
Направленность программы: Художественно-эстетическое, доминирующая
область: «Художественное творчество»
Цель программы: раскрытие интеллектуальных и творческих способностей
через развитие памяти, мышления, внимания, волевых процессов, умение
3

планировать свою деятельность, предвидеть результат; формирование
личности ребенка в творческом его развитии.
Воспитание
культуры
поведения
в
обществе
с
детьми
и
взрослыми, обучение детей культуре речевого общения, выразительной речи,
эмоциональному настроению, приобщение к уважению выполненных работ
детьми, самоуважению за результат деятельности, приучать к оценке и
самооценке деятельности.
Задачи:
Образовательные:
1. знакомить со способами деятельности – лепка из соленого теста;
2. учить соблюдать правила техники безопасности;
3. учить стремится к поиску, самостоятельности;
4. учить овладевать основами, умениями работы из целого куска теста, из
отдельных частей, создание образов;
Развивающие:
1. развивать опыт в творческой деятельности, в создании новых форм,
образцов, поиске новых решений в создании композиций;
2. развивать
конструктивное
взаимодействие
с
эстетическим
воспитанием, речевым развитием, мелкой моторикой, глазомером;
3. формирование способности к творческому раскрытию,
самостоятельности, саморазвитию;
4. формирование способности к самостоятельному поиску методов и
приемов, способов выполнения
Воспитательные:
1. воспитывать ответственность при выполнении работ, подготовке к
выставкам;
2. воспитывать умение четко соблюдать необходимую
последовательность действий.
3. воспитывать умение организовать свое рабочее место, убирать за
собой.
Отличительная черта программы:
Формирование
интегрированного
качества
«Способный
решать
интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту» и через
углубление содержания образовательной области «Художественное
творчество» за счёт обучения детей лепки из солёного теста
Режим образовательной деятельности:
Образовательная деятельность по программе проводится 2 раза неделю во
второй половине дня. Длительность – от 15 до 30 минут.
В основу программы положены принципы:
· принцип систематичности и последовательности: постановка и
корректировка задач эстетического воспитания и развития детей в логике «от
простого к сложному», «от близкого к далёкому», «от хорошо известного к
малоизвестному и незнакомому»;
4

· принцип цикличности: построение, корректировка содержания программы с
постепенным усложнение и расширением от возраста к возрасту;
· принцип оптимизации и гуманизации учебно-воспитательного процесса;
принцип развивающего характера художественного образования; принцип
природосообразности:
постановка
и/или
корректировка
задач
художественно-творческого развития детей с учётом «природы» детей
возрастных особенностей и индивидуальных способностей; принцип
интереса: построение и/или корректировка программы с опорой на интересы
отдельных детей и детского сообщества (группы детей) в целом.
· принцип культурного обогащения (амплификации) содержания
изобразительной деятельности, в соответствии с особенностями
познавательного развития детей разных возрастов;
· принцип взаимосвязи продуктивной деятельности с другими видами
детской активности;
· принцип интеграции различных видов изобразительного искусства и
художественной деятельности;
· принцип эстетического ориентира на общечеловеческие ценности
(воспитание
человека
думающего,
чувствующего,
созидающего,
рефлектирующего);
· принцип обогащения сенсорно-чувственного опыта;
· принцип организации тематического пространства (информационного поля)
- основы для развития образных представлений;
· принцип взаимосвязи обобщённых представлений и обобщённых способов
действий, направленных на создание выразительного художественного
образа;
· принцип естественной радости (радости эстетического восприятия,
чувствования и деяния, сохранение непосредственности эстетических
реакций, эмоциональной открытости).
Программа кружка по тестопластике «Чудеса из теста» основана на
интеграции
художественно-речевой,
музыкальной,
игровой,
изобразительной, театрализованной деятельности. Программа предназначена
для работы с детьми 3-6 лет, рассчитана на три года обучения и поэтапное
освоение материала.
По средствам организации и оптимизации образовательного процесса
Связь с другими образовательными областями:
«Здоровье»
воспитание культурно-гигиенических навыков, цветотерапия,
формирование начальных представлений о здоровом образе жизни
«Коммуникация»
развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу процесса и
результатов продуктивной деятельности, практическое овладение
воспитанниками нормами речи
«Познание»
сенсорное развитие, формирование целостной картины мира, расширение
5

кругозора в сфере изобразительного искусства, творчества, формирование
элементарных математических представлений
«Социализация»
формирование гендерной, семейной принадлежности, патриотических
чувств,
чувства принадлежности к мировому сообществу, реализация партнерского
взаимодействия «взрослый-ребенок» для обогащения содержания области
«Музыка»
использование музыкальных произведений для обогащения содержания
области,
развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства
«Труд»
формирование трудовых умений и навыков, воспитание трудолюбия в во
всех видах
продуктивной деятельности, воспитание ценностного отношения к
собственному труду,
труду других людей и его результатам
«Чтение художественной литературы»
использование художественных произведений для обогащения содержания
области,
развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства,
развитие
художественного восприятия и эстетического вкуса.
«Безопасность»
формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в
различных
видах продуктивной деятельности
Виды совместной деятельности взрослого с детьми и формы работы
1. Познавательно-исследовательская
Наблюдение.
Экскурсия.
Решение
проблемных
ситуаций.
Экспериментирование. Коллекционирование. Моделирование. Реализация
проекта. Игры с правилами.
2. Продуктивная
Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества. Реализация
проектов.
3. Музыкально – художественная
Слушание. Исполнение. Импровизация. Экспериментирование. Подвижные
игры (с музыкальным сопровождением). Музыкально – дидактическая игра.
4. Чтение
Чтение. Обсуждение. Разучивание.
5. Двигательная
Подвижные дидактические игры. Подвижные игры с правилами. Игровые
упражнения. Соревнования.
6

2. Организация учебного процесса:
Занятия проводятся 2 раза в неделю, группа комплектуется по возрастному
принципу. Оптимальное количество детей в группе – 10 человек.
Длительность занятий 15 – 30 минут (в зависимости от возраста детей).
2.1 Структура занятия:
1. Создание игровой ситуации (сказочный персонаж, загадки, игры).
2. Объяснение, показ приемов лепки.
3. Лепка детьми.
4. Физическая пауза.
5. Доработка изделия из дополнительного материала.
6. Рассматривание готовых работ.
2.2 Методические рекомендации по организации игр-занятий:
При организации игр- занятий, воспитателю необходимо помнить
следующие правила:
1. Не мешать ребенку творить.
2. Поощрять все усилия ребенка и его стремление узнавать новое.
3. Избегать отрицательных оценок ребенка и результатов его деятельности.
4. Начинать с самого простого, доступного задания, постепенно усложняя его
5. Поддерживать инициативу детей.
6. Не оставлять без внимания, без поощрения даже самый маленький успех
ребенка.
2.3 Способы лепки:
1. Конструктивный – лепка предмета из отдельных кусочков (раскатывать,
вытягивать, сплющивать, прищипывать, соединять вместе).
2. Скульптурный – из целого куска. Превращая его в фигуру.
3. Комбинированный – сочетание в одном изделии разных способов лепки.
4. Модульная лепка – составление объемной мозаики или конструирование
из отдельных деталей.
5. Лепка на форме – использование готовых форм под основу.
2.4 Приемы лепки:
Скатывание круговыми движениями рук, раскатывание прямыми
движениями рук, надавливание шариков пальцем сверху, сглаживание,
сплющивание, прищипывание.
2.5 Предполагаемый результат работы кружка:
• сформируется общая осведомленность детей
• повысятся технические навыки и умения
• разовьется моторика рук
• дети будут проявлять творчество в процессе лепки
• станет устойчивым интерес к изотворчеству на занятиях и самостоятельной
деятельности.
2.6 Методические приемы:
• показ технологических приемов.
• рассматривание игрушек, скульптуры и т.д.
7

• рассматривание иллюстраций из книг, фотографий, картин и т.д.
• игровые приемы (приход героя и др.).
• упражнение детей навыках использования инструментов для лепки (стеки,
печатки и т.д.).
2.6 Дидактический материал:
• аудиозаписи, видео, презентации.
• использование образцов (муляжи, игрушки, поделки из соленого теста,
скульптуры, макеты).
• использование наглядности (фотографии, картины, рисунки детей,
иллюстрации из книг и др.)
2.7 Техническое оснащение:
• дополнительный материал для создания выразительного образа (бисер,
бусинки, леска, пайетки, кусочки меха).
• инструменты для лепки (стеки, печатки, турнет для лепки, колпачки от
фломастеров и др.).
2.8 Форма работы:
Совместная деятельность педагога с детьми.
В результате работы кружка на конец года дети освоят следующие приемы
лепки:
• скатывание прямыми движениями;
• скатывание круговыми движениями;
• расплющивание;
• соединение в виде кольца;
• защипывание края формы;
• лепка из нескольких частей;
• пропорции;
• оттягивание части от основной формы;
• сглаживание поверхности формы;
• присоединение части;
• прижимание;
• примазывание;
• вдавливание для получения полой формы;
• использование стеки.

8

2.Тематическое планирование.
2.1 Вторая - младшая группа (дошкольный возраст 3-4 года).
Сентябрь
Тема: «Знакомство с соленым тестом».
Познакомить детей с соленым тестом и его свойствами: мнется,
скатывается, расплющивается, рвется. Учить правильно работать с тестом.
Вызвать интерес к работе с тестом. Развивать мелкую мускулатуру пальцев.
Тема: «Яблочки».
Учить скатывать шарики и расплющивать их пальцем на бумаге. закреплять
цвета.
Тема: «Печенье для кота».
Познакомить детей с соленым тестом и его свойствами (оно мягкое, от него
можно отщипывать кусочки). Вызвать у детей интерес к работе с соленым
тестом. Активизировать речь детей, побуждая повторять за воспитателем
слова. Воспитывать эмоциональную отзывчивость и доброту. Приучать детей
к аккуратности в работе с материалом.
Тема: «Баранки для белочки».
Учиться лепить баранки. Учимся раскатывать «колбаску» и скреплять ее
концы между собой.
Октябрь
Тема: «Подсолнух».
Учить делать налеп из пластилина. Продолжаем учить скатывать и
расплющивать маленькие шарики.
Тема: «Друзья для колобка».
Закреплять умение детей скатывать шар круговыми движениями между
ладоней; учить доводить изделие до нужного образа с помощью
дополнительного материала. Учить понимать содержание сказки.
Тема: «Гусеничка».
Закрепление технических навыков и приемов лепки из теста. Лепить из
частей, деление куска на части, выдерживать соотношение пропорций по
величине, плотно соединяя их. Развивать мелкую моторику. Развивать
творческое воображение, связную речь при составлении рассказа о своей
поделке.
Тема: «Раскрашивание красками «Гусенички» из соленого теста».
Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками, которое было
изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено. Формировать
навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. Развивать у детей
эстетическое восприятие, чувство цвета. Продолжать знакомить с
акварельными красками, упражнять в способах работы с ними. Научить
передавать задуманную идею в раскрашивании изделия, раскрыть
творческую фантазию детей в процессе работы.
Ноябрь
Тема: «Бусы».
9

Продолжать знакомить детей с соленым цветным тестом, как
нетрадиционным материалом для лепки.
Закреплять приемы лепки из теста: раскатывание круговыми и продольными
движениями, придавливание, загибание, отщипывание.
Тема: «Мышка-норушка».
Учить детей лепить мышку на основе конусообразной или яйцевидной
формы (по выбору педагога). Показать способы создания выразительного
образа: заострение мордочки, использование дополнительных материалов
(для ушек – семечек, для хвостика – верёвочек, для глаз - бусинок или
бисера). Развивать чувство формы и мелкую моторику.
Тема: «Погремушка».
Продолжать учить детей скатывать из теста между ладоней шарик, украшать
изделие. Развивать и поддерживать эмоциональный отклик на эстетические
свойства и качества предметов окружающей действительности. Развивать
слуховое восприятие.
Тема: «Домики для поросят».
Развитие художественно-творческих навыков в лепке. Совершенствовать
умение скатывать соленое тесто круговыми движениями, прямыми
движениями между ладонями. Учить сплющивать, оттягивать отдельные
формы. Учить лепить предметы из нескольких частей.
Декабрь
Тема: «Веселые превращения».
Развивать познавательную способность детей, речь, мышление, воображение,
мелкую моторику рук, умение применять в работе знакомые способы лепки:
скатывание, раскатывание, расплющивание.
Тема: «Ёлочка».
Учить детей отрывать куски от большого кома и лепить шарики, скатывая
комки между ладонями круговыми движениями. Продолжать развивать
движения рук, умение многократно повторять однородные движения.
Тема: «Ёлочные игрушки».
Познакомить детей с работой с соленым тестом, учить раскатывать комок
теста в пласт – скалкой и вырезать из него с помощью формочек различные
фигурки, развивать моторику рук.
Тема: «Раскрашивание красками ««Ёлочные игрушки».
Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками, которое было
изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено. Формировать
навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. Развивать у детей
эстетическое восприятие, чувство цвета.
Январь
Тема: «Зимние гости».
формировать интерес к лепке;
- учить лепить голову птицы круговыми движениями;
- развивать конструктивные способности;
- побуждать к использованию в лепке природного и брасового материала;
10

- продолжать развивать эстетическое восприятие, художественно-творческие
способности;
Тема: «Угадай, кто к нам пришел?».
Вызвать интерес к лепке знакомого персонажа. Учить детей лепить фигурку
из комочков соленого теста разной величины, соединять их, дополнять
фигурку характерными деталями (глаза, нос, пуговицы т.д.), продолжать
развивать мелкую моторику пальцев рук.
Февраль
Тема: «Сердечко в подарок».
Продолжать развивать интерес к лепке. Закреплять приемы лепки, освоенные
на предыдущих занятиях: придавливание с легким оттягиванием
приплюснутого шара.
Тема: «Медали для пап».
Учить из куска теста поперечными движениями ладоней получать 2
цилиндра, присоединяя их крестообразно получать самолёт и с помощью
воды присоединять к медальке
Тема: «Вкусный пирог».
Учить детей скатывать шар между ладонями и сплющивать его, придавая
форму лепешки. Формировать умение следуя показу воспитателя
воспроизводить определенные целенаправленные действия. Продолжать
развивать мелкую моторику пальцев и движений руки. Развивать у детей
воображение, дополняя простой вылепленный образ доступными средствами
(дополнительным материалом).
Март
Тема: «Пирожки для Машеньки».
Продолжать учить детей отрывать маленькие кусочки теста, скатывать их
между ладоней и расплющивать пальцем сверху на ограниченном
пространстве. Закреплять прием отщипывания.
Тема: «Солнышко для зверушек».
Учить детей передавать образ солнышко пластическим способом, используя
прием разглаживания теста по контуру. Закреплять умение раскатывать
пластилин прямыми движениями, создавая лучики. Развивать и укреплять
мелкую моторику рук. Развивать у детей эстетическое восприятие.
Тема: «Пирожное для мамы».
Тема: Цветы для любимой мамочки».
Развивать мелкую моторику рук. Вызывать желание дополнять созданное
изображение деталями, украшать стекой. Развивать творческий интерес.
Учить лепить цветы из соленого теста, используя различные приемы:
раскатывание теста между ладонями, отщипывание мелких деталей,
соединение мелких частей с использованием воды. Закреплять знания о
строении цветов.
Апрель
Тема: «Пасхальная корзина».
11

Закреплять умение лепить из солёного теста предметы разной величины и
формы, уметь декорировать полученное изделие, дать детям представление о
истории Руси, о христианских праздниках.
Тема: «Пасхальная корзина». (рисование)
Тема: «Птичка».
Учить лепить птиц, способом раскатывания, прищипывания
Тема: Птичка поет, гнездышко вьет».
Развивать мелкую моторику пальцев и движений руки. Воспитывать любовь
к природе, стремление проявлять заботу о птицах. Вызвать эмоциональный
отклик, желание слепить «птичий домик» (гнездышко). Использовать раннее
полученные навыки в лепке полой формы, стекой изображать полоски
(«прутики») на ее поверхности.
Май
Тема: «Ежики-колючки».
Учить лепить ежика, передавая характерные особенности внешнего вида,
экспериментировать с художественными материалами для изображения
колючей «шубки». Направить на самостоятельный поиск средств образной
выразительности. Воспитывать уверенность в изобразительной деятельности.
Тема: «Гриб-боровик».
закрепить умение лепить знакомые предметы, используя усвоенные приемы:
раскатывание теста прямыми и круговыми движениями, сплющивание
ладонями, лепка пальцами для уточнения формы. Развивать творческую
самостоятельность, воображение.
Тема: «Цыпленок».
познакомить детей с соленым тестом;
-содействовать созданию цыпленка из соленого теста, состоящего из
нескольких
частей,
руководствуясь
образцом
и
алгоритмом
последовательности лепки;
-способствовать закреплению приема прищипывания кончиками пальцев
(клюв, хвостик), умения прочно скреплять части, плотно прижимая их друг к
другу.
Тема: «Что мы умеем и любим лепить».
Изучение возможностей и интересов детей в работе с соленым тестом.
Вызвать у детей желание лепить предмет, который рассматривают. Учить
детей дополнять выразительность образов речью, игрой; составлять предмет
из 2-3 частей. Закреплять умение скатывать тесто в шар, расплющивать,
раскатывать в длину и закруглять. Воспитывать у детей аккуратность при
работе с соленым тестом

12

2.2 Средняя группа (дошкольный возраст 4-5 лет).
Сентябрь
Тема: «Король Соленое Тесто приглашает друзей».
Познакомить детей с историей и особенностями тестопластики, с названиями
и назначением инструментов и приспособлений. Вызвать интерес к лепке из
соленого теста.
Тема: «Ознакомление с трудом кондитера».
Познакомить детей с трудом кондитера, видами кондитерских изделий.
Вызвать интерес к лепке из соленого теста.
Тема: «Вкусное печенье».
Познакомить детей с приемами лепки: сплющивание в диск и полусферу.
Показать варианты оформления изделий из соленого теста.
Тема: «Шоколадные конфеты, плюшки».
Совершенствовать технику лепки округлых форм круговыми движениями
ладоней. Учить находить приемы изменения формы для передачи формы
конфет (сплющивание, вытягивание, сдавливание). Ориентировать детей на
поиск разных вариантов оформления конфет. Создать условия для
использования разных инструментов и материалов.
Тема: «Фруктовое мороженое».
Формировать навыки скатывания и раскатывания соленого теста. Развивать
интерес к экспериментированию с художественными материалами и
инструментами. Развивать мелкую моторику.
Октябрь
Тема: Ознакомление с трудом пекаря «Хлебушек душистый, теплый,
золотистый».
Познакомить детей с основными способами и приемами лепки
хлебобулочных изделий из соленого теста: калачей, хлебов, караваев,
батонов и т.д. Формировать положительное отношение к труду пекаря;
воспитывать бережное отношение к хлебу, как продукту, особо почитаемому
людьми.
Тема: «Не красна изба углами, а красна пирогами».
Продолжить формировать навыки работы с соленым тестом, с
инструментами (стекой, скалкой) и дополнительными материалами.
Развивать инициативу, самостоятельность и активность при выборе детьми
способов оформления изделий (украшение пирогов переплетами, косами,
сетками, жгутами, колосьями, налепами и т.д.).
Тема: «Веселое чаепитие» (Оформление коллективной композиции).
Формировать умения отбирать наиболее выразительные работы для общей
композиции. Развивать эстетическую оценку вылепленных изображений,
развивать уверенность в себе и в своих способностях, инициативность,
самостоятельность; развивать детское творчество в процессе выбора
способов оформления изделий (посыпание семенами укропа, манкой, маком,
протыкание дырочек пластиковой вилкой или зубочисткой и т.д.).
13

Ноябрь
Тема: «Овощи и фрукты».
Продолжить знакомить детей со свойствами соленого теста. Закрепить
умение передавать в лепке характерные особенности овощей и фруктов
(форма, размер), используя знакомые приемы лепки: оттягивание,
сглаживание, прищипывание и т.д.
Тема: «Лучок, чесночок и перчики» (оформление общей связки).
Закрепить умение лепить знакомые предметы из соленого теста, применяя
усвоенные ранее приемы. Познакомить детей со способом подготовки
изделия из соленого теста к раскрашиванию – грунтованием. Развивать
умение оценивать свою работу. Учить объединять свои работы в общую
композицию.
Тема: «Корзинка с грибами».
Учить детей создавать по замыслу композицию из грибов в лукошке.
Закрепить приемы лепки из соленого теста: раскатывание, сплющивание,
лепка пальцами. Совершенствовать технику лепки. Развивать чувство
формы, мелкую моторику рук.
Тема: «Осенняя ярмарка».
Формировать у детей представление о своих возможностях и успешности в
творческой
деятельности.
Предоставить
им
возможность
продемонстрировать другим результаты своей деятельности, поделиться
впечатлениями, получить адекватную оценку своим усилиям.
Декабрь
Тема: «Морская черепашка».
Учить детей лепить фигурку черепашки, передавая в лепке форму, строение,
характерные особенности ее внешнего вида. Вызвать интерес к
экспериментированию с художественными материалами для изображения
«панциря».
Тема: «Панно «Овечки и пастух» (коллективная работа).
Продолжить учить детей раскатывать пласт соленого теста скалкой, вырезать
стекой рельефную фигурку «овечки» по шаблону, выравнивая края палочкой
или стекой.
Предложить детям самостоятельно решить проблемную ситуацию – найти
способ придания шероховатости поверхности теста (шерсть овечек, крона
деревьев). Развивать творческую активность. Продолжить воспитывать
интерес к лепке из соленого теста.
Тема: «Пингвины на льдине».
Учить детей лепить фигурку по частям (конструктивным способом),
передавать форму и относительную величину туловища, и головы,
правильное положение головы и крыльев. Учить плотно скреплять части,
создавать устойчивые фигурки, закреплять знакомые приемы лепки. Учить
использовать
такое
средство
выразительности,
как
постамент,
объединяющий образы в сюжетной лепке и придающий им большую
выразительность, законченность. Развивать эстетическое восприятие.
14

Тема: «Ёлочные украшения».
Учить детей лепить украшения для новогодней ёлки способом
моделирования. Сочетать разные приемы лепки: раскатывание, соединение
деталей, сплющивание, вдавливание. Развивать самостоятельность и
фантазию, умение экспериментировать: по-разному изгибать колбаски и
ленточки из теста, соединять их между собой, украшать свои изделия
декоративными элементами, использовать в работе печатки, штампики и
другие
приспособления.
Развивать
эстетическое
восприятие,
художественный вкус, стремление к творчеству.
Январь
Тема: «Красивый подсвечник».
Учить детей лепить подсвечники. Предложить оформить подсвечники по
своему выбору – налепами, прорезным декором по мотивам народных
орнаментов, бисером бусинами, природным материалом и т.д. Поощрять
инициативу и самостоятельность при выборе дополнительных материалов и
средств художественной выразительности. Воспитывать художественный
вкус.
Тема: «Город снеговиков» (коллективная работа)
Продолжить учить детей создавать выразительные лепные образы
конструктивным способом. Учить планировать свою работу: задумывать
образ, делить материал на нужное количество частей разной величины,
лепить последовательно, начиная с крупных деталей. Отрабатывать приемы
скрепления частей с помощью соединительных деталей (трубочек, палочек,
соломинок и т.д.). Предложить составить из вылепленных фигурок
коллективную композицию.
Тема: «Лепка по мотивам сказки «Три медведя»
Учить детей лепить по мотивам литературного произведения и разыгрывать
сказочный сюжет. Совершенствовать умение свободно варьировать разные
приемы лепки для создания выразительного образа. Развивать чувство
формы, пропорций, мелкую моторику.
Тема: «Сказочная птица»
Вызвать интерес к лепке сказочных персонажей. Развивать способность
задумывать содержание своей работы, определять способы выполнения
замысла. Показать возможность использования разных материалов для
украшения образа. Развивать творческое воображение.
Февраль
Тема: «Дюймовочка в чашечке цветка»
Учить детей лепить сказочного персонажа, передавая характерные
особенности и детали образа. Познакомить со способами декоративного
оформления платья Дюймовочка с помощью бисера, бусин, фольги и т.д.
Упражнять в умении крепить фигурку на подставке (цветок). Развивать
мелкую моторику рук.
Тема: «Валентинка»
15

Продолжить учить детей раскатывать тесто скалкой, прикладывать и
обводить шаблон, вырезать изображение по шаблону из целого куска теста.
Вызвать интерес к оформлению «валентинок» (налепы, процарапывание
рисунка, использование печаток, дополнительного материала). Воспитывать
эстетический вкус.
Тема: «Рамка для фотографии» (в подарок папам)
Продолжить освоение техники рельефной лепки. Упражнять в сочетании
различных форм изобразительной деятельности: аппликация, рисование,
конструирование. Учить использовать для нанесения узора на тесто стеки,
трубочки, печатки. Воспитывать художественный вкус, самостоятельность,
творческую инициативность.
Тема «Букет в вазочке» (подарок мамам и бабушкам)
Учить лепить цветы из соленого теста (розы, ромашки, васильки). Учить
скатывать валик из тонкой полоски, разложив ее на ладони, сначала туго,
потом слабее, сплющивать его с одной стороны для получения бутона.
Продолжить знакомить детей со способами присоединения деталей к основе.
Пробудить в детях желание отразить в поделке чувство нежности и любви к
маме.
Март
Тема: «Бусы и браслеты» (в подарок девочкам)
Закрепить умение применять знакомые приемы лепки (раскатывание
валиков, скатывание шариков, нанизывание их на палочку, соединение
деталей).
Побуждать к самостоятельному поиску способов декорирования украшений:
налепами (шарики, геометрические фигуры, полоски и т.д.), нанесение узора
на тесто (стеки, трубочки, печатки). Развивать художественный вкус.
Тема: «Динозаврики».
Продолжить учить лепить комбинированным способом, самостоятельно
сочетая скульптурный и конструктивный способы. Показать способы лепки
объемной фигурки с помощью каркаса из фольги. Разнообразить варианты
оформления поверхности тела динозавров (ставить отпечатки колпачком
фломастера и тканью грубого плетения). Воспитывать любознательность,
интерес к познанию природы и отражению представлений в продуктивной
деятельности.
Тема «Древние ящерицы».
Совершенствовать технику лепки: туловище с хвостом создавать
скульптурным способом, голову и крылья - конструктивным
Разнообразить приемы декоративного оформления поверхности тела ящериц
(отпечатки, процарапывание, налепы). Направить на самостоятельный поиск
средств образной выразительности. Развивать воображение.
Тема: «Роспись готовых изображений».
Совершенствовать технику росписи фигурок из соленого теста. Закреплять
умение рисовать гуашью, смешивать краски.
Апрель
16

Тема «Составление макета «Парк Юрского периода».
Познакомить с макетированием как видом художественно-конструктивной
деятельности. Учить детей отбирать наиболее выразительные работы для
общей композиции, коллективно обдумывать расположение фигурок,
передавать с помощью подручного материала образ древнего мира. Развивать
эстетическую
оценку
вылепленных
изображений.
Воспитывать
самостоятельность и творческую активность.
Тема: «Лепка и роспись пасхальных яиц».
Создать радостную, предпраздничную атмосферу на занятии. Познакомить
детей с народными пасхальными традициями. Сформировать представление
об особенностях росписи пасхальных яиц на Кубани. Закреплять навыки
росписи изделий из соленого теста по мотивам кубанских орнаментов.
Тема: «Ромашки и маки»
Совершенствовать умение расплющивать исходную форму (шар), и
видоизменять ее: прищипывать, оттягивать, вдавливать, делать насечки,
дополнять налепами.
Тема: «Васильки и одуванчики».
Предложить детям самостоятельно выбрать материал и инструменты для
художественного оформления своих изделий. Воспитывать художественный
интерес к природе, отображению представлений и впечатлений от общения с
ней в тестопластике.
Май
Тема: «Улитка и гусеница».
Совершенствовать технику раскатывания небольших комков соленого теста
продольными движениями ладоней для получения цилиндра. Поддерживать
интерес к поиску способов дополнения (ротик, глазки, усики) и
декорированию образа (оформление раковины).
Тема: «Бабочка и пчелка».
Продолжить учить детей лепить насекомых, передавая характерные
особенности строения и окраски. Закреплять умение применять в работе
знакомые способы лепки: раскатывание между ладонями, соединение частей
путем прижимания. Создать условия для творческого применения всех
освоенных умений, инициировать самостоятельный поиск средств и приемов
декорирования образа.
Тема: «Цветочная полянка»(оформление коллективной композиции).
Продолжить упражнять детей в создании коллективных работ. Учить
объединять свои работы в общую композицию, отбирать наиболее
выразительные, коллективно обдумывать расположение деталей на панно.
Тема: «Принцесса Солечка приглашает друзей».
Учить детей организовывать выставку и презентовать свои работы,
выступать в роли активных участников. Развивать творческую активность,
инициативность и самостоятельность.

17

2.3 Старшая группа (дошкольный возраст 5-6 лет).
Сентябрь
Тема: «Плюшки -завитушки»
Научить использовать тесто для проявления творческих способностей детей,
научить передавать задуманную идею при выполнении изделия, раскрыть
творческую фантазию детей в процессе лепки, развить гибкость пальцев рук,
научить видеть конечный результат.
Тема: «Раскрашивание красками «Плюшек - завитушек».
Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками, которое было
изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено. Научить
передавать задуманную идею в раскрашивании изделия, раскрыть
творческую фантазию детей в процессе работы. Развить гибкость пальцев рук
при работе с кисточкой, научить видеть конечный результат задуманной
работы.
Тема: «Приведение»
Научить использовать тесто для проявления творческих способностей детей,
научить передавать задуманную идею при выполнении изделия, раскрыть
творческую фантазию детей в процессе лепки, развить гибкость пальцев рук,
научить видеть конечный результат.
Тема: «Раскрашивание красками «Привидения» из соленого теста».
Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками, которое было
изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено. Формировать
навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. Научить
передавать задуманную идею в раскрашивании изделия, раскрыть
творческую фантазию детей в процессе работы. Развить гибкость пальцев рук
при работе с кисточкой, научить видеть конечный результат задуманной
работы.
Октябрь
Тема: «Цветик-семицветик».
Научить использовать тесто для проявления творческих способностей детей,
научить передавать задуманную идею при выполнении изделия, раскрыть
творческую фантазию детей в процессе лепки, развить гибкость пальцев рук,
научить видеть конечный результат задуманной работы.
Тема: «Раскрашивание красками «Цветика - семицветика» из соленого
теста».
Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками, которое было
изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено. Формировать
навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. Развивать у детей
эстетическое восприятие, чувство цвета. Продолжать знакомить с
акварельными красками, упражнять в способах работы с ними. Научить
передавать задуманную идею в раскрашивании изделия, раскрыть
творческую фантазию детей в процессе работы. Развить гибкость пальцев рук
18

при работе с кисточкой, научить видеть конечный результат задуманной
работы.
Тема: «Гусеничка».
Закрепление технических навыков и приемов лепки из теста. Лепить
из частей, деление куска на части, выдерживать соотношение пропорций по
величине, плотно соединяя их. Развивать мелкую моторику. Развивать
творческое воображение, связную речь при составлении рассказа о своей
поделке.
Тема: «Раскрашивание красками «Гусенички» из соленого теста».
Ноябрь
Тема: «Ягода - малина».
Закрепление технических навыков и приемов лепки из теста. Лепить
из частей, деление куска на части, выдерживать соотношение пропорций по
величине, плотно соединяя их. Развивать мелкую моторику. Развивать
творческое воображение, связную речь при составлении рассказа о своей
поделке.
Тема: «Раскрашивание красками «Ягоды - малины» из соленого теста».
Тема: «Пчёлка».
Закрепление технических навыков и приемов лепки из теста. Лепить
из частей, деление куска на части, выдерживать соотношение пропорций по
величине, плотно соединяя их. Развивать мелкую моторику. Формировать
навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. Развивать
творческое воображение, связную речь при составлении рассказа о своей
поделке.
Тема: «Раскрашивание красками «Пчелки» из соленого теста».
Декабрь
Тема: «Рыбка».
Развивать у детей познавательный интерес к природе. Совершенствовать
умения детей расплющивать, сплющивать тесто создавая изображение в
полуобъёме. Развивать мелкую моторику. Формировать навыки аккуратности
при раскрашивании готовых фигур. Развивать творческое воображение,
связную речь при составлении рассказа о своей поделке.
Тема: «Раскрашивание красками «Рыбки» из соленого теста».
Тема: «Снеговик».
Учить детей отражать впечатления, полученные при наблюдении зимней
природы, основываясь на содержании знакомых произведений и
репродукций картин; использовать холодную гамму цветов для передачи
зимнего
колорита.
Развивать
художественно-творческие
способности,
эмоциональную
отзывчивость на красоту родной природы, умения переносить знакомые
способы и приемы работы с соленым тестом в новую творческую ситуацию.
Продолжать развивать мелкую моторику рук. Закреплять знакомые приемы
лепки из соленого теста.
Январь
19

Тема: «Снежинка».
Учить детей отражать впечатления, полученные при наблюдении зимней
природы, основываясь на содержании знакомых произведений и
репродукций картин; использовать холодную гамму цветов для передачи
зимнего
колорита.
Развивать художественно - творческие способности, эмоциональную
отзывчивость на красоту родной природы, умения переносить знакомые
способы и приемы работы с соленым тестом в новую творческую ситуацию.
Продолжать развивать мелкую моторику рук. Закреплять знакомые приемы
лепки из соленого теста.
Тема: «Раскрашивание красками «Снежинок» из соленого теста».
Тема: «Черепаха».
Развивать у детей познавательный интерес к природе. Совершенствовать
умения детей расплющивать, сплющивать тесто создавая изображение в
полуобъёме. Развивать
мелкую
моторику.
Развивать
творческое
воображение, связную речь при составлении рассказа о своей поделке.
Тема: «Раскрашивание красками «Черепахи» из соленого теста».
Февраль
Тема: «Ёжик».
Научить использовать тесто для проявления творческих способностей детей,
научить передавать задуманную идею при выполнении изделия, добиваться
выразительности и необычности исполнения «шубки» ежа посредством
включения в его оформление элементов природного материала (семечки),
раскрыть творческую фантазию детей в процессе лепки, развить гибкость
пальцев рук, научить видеть конечный результат задуманной работы.
Тема: «Раскрашивание красками «Ежика» из соленого теста».
Тема: «Кошачья семейка».
Научить использовать тесто для проявления творческих способностей детей,
научить передавать задуманную идею при выполнении изделия, раскрыть
творческую фантазию детей в процессе лепки, развить гибкость пальцев рук,
научить видеть конечный результат работы.
Тема: «Раскрашивание красками «Кошачьей семейки» из соленого теста».
Март
Тема: «Лепим сказку».
Закрепление технических навыков и приемов лепки из теста, лепить из
частей, деление куска на части, выдерживать соотношение пропорций по
величине: голова меньше туловища, мелкие детали прикреплять, плотно
соединяя их, учить создавать общую сюжетную композицию, развивать
творческое воображение, связную речь при составлении сказки,
интонационную выразительность речи, воспитывать у детей интерес к
творчеству, желание дарить радость другим, коллективизм.
Тема: «Раскрашивание красками «Сказки» из соленого теста».
Тема: «Лепка колобка из соленого теста».
20

Продолжать знакомить детей с героями русской народной сказки «Колобок»,
побуждать проговаривать слова песенки из сказки. Познакомить с понятием
«дикие животные». Добиваться произношения звуков «р», «у». Знакомить с
повадками диких животных, учить имитировать их повадки. Учить
различать и находить предметы круглой формы. Продолжать учить лепить
предметы круглой формы. Обогащать словарь детей: «дикие животные»,
«шарообразный».
Тема: «Раскрашивание красками «Колобка» из соленого теста».
Апрель
Тема: «Ромашка».
Учить создавать композицию из отдельных деталей; использовать знания и
представления об особенностях внешнего вида насекомых; закреплять
навыки, полученные на занятиях по лепке; развивать эстетическое
восприятие; воспитывать любовь к природе, желание передать ее красоту в
своем творчестве.
Тема: «Раскрашивание красками «Ромашки» из соленого теста».
Тема: «Лепка грибов из соленого теста».
Познакомить детей с выполнением аппликации способом насыпания и
приклеивания пшена. Развивать тонкие движения пальцев рук. Воспитывать
умение согласовывать свои действия с работой коллектива. Закрепление
технических навыков и приемов лепки из теста. Учить лепить из частей,
делить куски на части. Воспитывать у детей интерес к творчеству, желание
дарить радость другим, коллективизм. Воспитывать усидчивость,
взаимопомощь.
Тема: «Раскрашивание красками «Грибочков» из соленого теста».
Май
Тема: «Лепка божьей коровки из соленого теста».
Вызвать интерес к окружающему миру, воспитывать бережное отношение к
природе. Учить использовать знания и представления об особенностях
внешнего вида насекомых в своей работе. Учить детей использовать разные
приемы лепки из теста: скатывание, расплющивание. Учить детей создавать
несложную композицию из двух элементов.
Тема: «Раскрашивание красками «Божьей коровки» из соленого теста».
Тема: «Лепка «Сувенира - подсвечника» из соленого теста».
Закрепить умения и навыки, полученные ранее (лепить шар, выдавливать в
нем углубление. защипывать края). Ввести в словарь детей слова: сувенир,
подсвечник. Учить детей понимать смысл пословицы «Не дорог подарок –
дорога любовь». Развивать мелкую моторику кистей рук, фантазию (в
декорировании сувенира). Воспитывать у детей стремление с любовью
относиться к своим близким.
Тема: «Раскрашивание красками «Сувенира - подсвечника» из соленого
теста»

21

Список литературы
1. Белая А.Е., Мирясова В.И. «Пальчиковые игры для развития речи
дошкольников», М., 2002.
2. Вайнерман С.М., Большев А.С., Силкин Ю.Р. «Сенсомоторное развитие
дошкольников на занятиях по изобразительному искусству», М., 2002.
3. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. М., 1999.
4. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. М, 2005
5. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности.
М. 2000г
6. Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству. - СПб., 2002.
7. Дьяченко О.М. Воображение дошкольника. М., 1986.
8. Изольда Кискальт «Солёное тесто: увлекательное моделирование»,
профиздат, 2002.
9. Казакова Т.Г. Детское изобразительное творчество.- М.: КарапузДидактика, 2006
10. Комарова Т.С. «Дети в мире творчества», М., 1995.
11. Комарова Т.С., Савенкова А.И. «Коллективное творчество детей», М.,
2000.
12. Комарова Т.С. Детское художественное творчество. М, 2005 г.
13. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду старшая
группа. Карапуз-дидактика, М., 2009.
14. Лыкова И.А. Лепим, фантазируем, играем. Книга для занятий с детьми
дошкольного возраста. М., 2000.
15. Лыкова И.А. «Лепим, фантазируем, играем», М., 2004.
16. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Занятия в
изостудии. Карапуз-дидактика, М., 2009.
17. Силаева К., Михайлова И. «Солёное тесто», М., изд. «Эксмо», 2004.
18. Халезова Н.Б. Декоративная лепка в детском саду. М., 2005.

22


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».