ДОП Шахматы

Содержание программы.
1. Пояснительная записка.
1.1. Направленность дополнительной программы.
1.2. Новизна дополнительной программы.
1.3. Актуальность дополнительной программы.
1.4. Педагогическая целесообразность дополнительной программы.
1.5. Цель и задачи программы.
1.6. Отличительные особенности дополнительной программы.
1.7. Возраст детей, участвующих в реализации дополнительной программы.
1.8. Срок реализации дополнительной программы.
1.9. Формы и методы реализации дополнительной программы.
1.10. Планируемые результаты и способы определения их результативности.
2. Содержание образовательной деятельности.
3. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.
4.Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
5.Формы подведения итогов реализации программы.
6. Список литературы.
«Шашечная игра-мать шахматной,
и достойная мать».
Эммануил Ласкер
«Если шахматы---король игр,
то шашки – его премьер министр».
Феликс Жан
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. Направленность дополнительной программы.
Дополнительная программа «Мир шахмат и шашек» относится к программам
физкультурно-спортивной направленности, но также направлена на интеллектуальное
развитие детей, способствует совершенствованию психических процессов, становление
которых особенно активно в дошкольном возрасте.
Предложенная программа опирается на ряд нетрадиционных авторских наработок. В
их числе:
- широкое использование в учебном процессе игры на фрагментах шахматной доски;
- применение нестандартных дидактических заданий и игр;
- детальное изучение возможностей каждой шахматной фигуры;
-преимущественное использование в процессе игровых положений с ограниченным
количеством фигур;
- выявление стержневой игры первого этапа обучения "Игры на уничтожение":
фигура против фигуры;
- разработка конкретных блоков игровых положений для каждой дидактической
игры.
Программа выполняет следующие функции:
Познавательная:
- расширяет кругозор, учит думать, запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть
результаты своей деятельности, ориентироваться на плоскости;
- развивает изобретательность и логическое мышление;
- формирует устойчивый интерес дошкольников к игре в шахматы и шашки;
- способствует освоению детьми основных шахматных понятий: шахматная доска,
шахматное поле, шахматная фигура, ход фигуры, взятие, начальная позиция, шахматная

нотация, взаимодействие между фигурами на шахматной доске, ценность шахматных
фигур, рокировка, мат, ничья, шахматные часы.
- развивает умение сравнивать, выявлять и устанавливать простейшие связи и отношения,
самостоятельно решать и объяснять ход решения учебной задачи;
- знакомит с правилами поведения партнёров во время игры, учит детей во время партии
действовать в соответствии с этими правилами;
- учит детей взаимодействовать между фигурами в процессе выполнения игровых заданий,
а так же умению применять полученные знания о шахматных фигурах в процессе игры;
- обеспечивает успешное овладение дошкольниками основополагающих принципов
ведения шахматной и шашечной партии;
- содействует активному использованию полученных знаний в процессе игровой практики
за шахматной доской.
Воспитательная:
- вырабатывает целеустремленность, выдержку, волю, усидчивость, а также
внимательность и собранность. Ребенок, обучающийся этой игре, становится
самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца,
не унывать при неудачах.
Эстетическая:
- обогащает внутренний мир, развивает фантазию, учит радоваться красивым комбинациям.
Физическая:
- побуждает уделять время физкультуре, чтобы хватало сил и выносливости сидеть за
шахматной доской.
Коррекционная:
- Помогает гиперактивному малышу стать спокойнее, уравновешеннее, учит непоседу
длительно сосредотачиваться на одном виде деятельности.
2. Новизна дополнительной программы.
Данная рабочая программа направлена на развитие интеллекта личности ребёнка
дошкольного возраста, обучение детей основам шахматной и шашечной игры,
способствующей в большей степени развитию всех психических процессов: вниманию,
памяти, всех форм мышления, а также развитию воображения и творчества, формированию
таких важнейших качеств личности, как усидчивость, целеустремленность,
самостоятельность в принятии решения.
Программа занятий предусматривает в кратком, описательном и сказочном виде
усвоение основ знаний по теории и практике игры в шахматы и шашки. В творческом
отношении систематические занятия по данной программе должны приблизить
начинающего игрока к умению мысленно рассуждать, анализировать, строить на
шахматной доске остроумные комбинации, предвидеть замыслы партнера.
Поскольку в дошкольном возрасте ведущей деятельностью, создающей наиболее
благоприятные условия для психологического и личностного развития ребенка, является
игра, программа предусматривает использование в процессе обучения развивающих игр.
Однако игровые приемы являются в данном случае не самоцелью, а служат лишь
инструментом для формирования на занятиях ситуации коллективной познавательной
деятельности, позволяют создать обстановку непринужденности, когда желание научиться
чему бы то ни было возникает у ребенка естественно, как бы само собой. Программа
построена таким образом, чтобы это желание постепенно переросло в устойчивый интерес.
3.Актуальность дополнительной программы.
Актуальность проблемы обучения детей игре в шахматы и шашки обусловлена
поиском эффективных методов умственного развития детей дошкольного возраста. Идея
использования игры в шахматы и шашки научно и практически давно апробирована и,
так или иначе, реализуется во многих странах. Доктор психологических наук Д. Б.
Богоявленская еще в 1990 году научно оценила детские шахматы следующим образом:
«Быстрота смены моделей (в шахматах) – великолепный тренинг гибкости мышления…
Необходимость просчета ходов развивает планирующую функцию мышления…

Необходимость быстрого принятия решения при неограниченной вариативности
ситуации оттачивает ядро умственных способностей человека… Кроме того, игра в
шашки и шахматы создает условия для формирования таких качеств ума, как
изобретательность и дисциплина, а также таких качеств личности, как выдержка и
воля… Начинать первоначальное знакомство с основами шашек и шахмат можно в
детском саду.
Главной целью системы образования является подготовка подрастающего
поколения к активной жизни в условиях постоянно меняющегося социума. И, поскольку
развитие современного общества носит перманентный и динамический характер,
постольку ключевой задачей образовательного процесса является передача детям таких
знаний и воспитание таких качеств, которые позволили бы им успешно адаптироваться к
подобным изменениям. В гипотетическом плане целенаправленное внедрение
шахматной игры в учебно-воспитательный процесс будет способствовать не только
интеллектуальному, но и всестороннему развитию детей дошкольного возраста.
Использование шахмат и шашек позволит развивать детей в процессе игры, а
игра является ведущим видом деятельности дошкольников. Игра в шахматы и шашки
дисциплинирует мышление, воспитывает сосредоточенность. Но самое главное – это
развитие памяти. Игра в шахматы развивает наглядно-образное мышление дошкольника,
способствует зарождению логического мышления, воспитывает усидчивость,
внимательность, вдумчивость, целеустремленность. Шахматы и шашки в дошкольном
возрасте положительно влияют на совершенствование у детей многих психических
процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление,
начальные формы волевого управления поведением.
4.Педагогическая целесообразность дополнительной программы.
Педагогическая целесообразность заключается в том, что ребёнок в простой и
доходчивой форме, через разнообразные доступные методы и приёмы работы, развивает
личностные качества, получает знания, накапливает опыт, самостоятельно думает,
анализирует, становится собранным, самокритичным, у ребенка обогащаются
мыслительные процессы. Методы и приёмы работы:
чтение сказок, рассказов, стихов, беседы, театрализованные постановки, игры-эстафеты,
викторины, сюжетно-ролевые игры, продуктивная деятельность.
5. Цель и задачи:
Цель программы - создание условий для развития познавательных процессов и
эмоционально-волевой сферы ребенка; формирование первоначальных знаний, умений и
навыков шахматной игры и игры в шашки.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
Обучающие:
-обучение основам игры в шашки и шахматы;
-обучение комбинациям, теории и практике игры в шашки и шахматы.
Воспитательные:
-воспитание отношения к игре в шахматы и шашки как к серьезным, полезным и нужным
занятиям, имеющим спортивную и творческую направленность;
-воспитание настойчивости, целеустремленности, находчивости, внимательности,
уверенности, воли, трудолюбия, коллективизма;
-выработка у обучающихся умения применять полученные знания на практике;
-создать ситуации успеха для каждого ребёнка.
Развивающие:
-развитие стремления детей к самостоятельности;
-развитие умственных способностей обучающихся: логического мышления,
умения производить расчеты на несколько ходов вперед, образное и аналитическое
мышление;
-осуществление всестороннего физического развития обучающихся;
-формирование и развитие коммуникативных способностей ребенка.

В результате занятий предполагается развить следующие качества личности:
целеустремленность, настойчивость, уверенность, умение логически мыслить, память, силу
воли, радость творчества.
6. Отличительные особенности дополнительной программы.
В поэтапном освоении дошкольника предлагаемого курса. Это даёт возможность детям с
разным уровнем развития освоить те этапы сложности, которые соответствуют их
способностям.
В методике индивидуального подхода к каждому дошкольнику при помощи подбора
заданий разного уровня сложности. Индивидуальный подход базируется на личностноориентированном подходе к ребёнку, при помощи создания педагогом “ситуации успеха”
для каждого учащегося, таким образом данная методика повышает эффективность и
результативность образовательного процесса. Подбор заданий осуществляется на основе
метода наблюдения педагогом за практической деятельностью учащегося на занятии.
7. Возраст детей, участвующих в реализации дополнительной программы.
Возраст детей, участвующих в реализации программы: 5-7 лет. Дети набираются в группу
одного возраста, в составе 10-15 человек. Для приема в группу необходимо желание и
способности ребенка, согласие родителей.
8. Срок реализации дополнительной программы:
Реализация данной программы осуществляется на подгрупповых занятиях в форме игр,
эстафет, упражнений, бесед, конкурсов. Занятия проводятся 2 раза в неделю,
продолжительность занятий - 30 минут.
Этапы реализации программы: 2 года.
Занятия по данной программе носят интегрированный, занимательный и побудительный
характер, они построены в форме игры, что делает их интересными для детей. Занятия
проводятся в кабинете дополнительного образования, во второй половине дня.
Все занятия имеют гибкую структуру. Структура разработана с учетом возрастных
особенностей детей старшего, подготовительного дошкольного возраста (5 - 7 лет).
9. Формы и методы реализации дополнительной программы.
В процессе занятий сочетается групповая и индивидуальная работа.
Отличительной особенностью данной дополнительной образовательной программы от уже
существующих образовательных программ является:
-проявление индивидуальных способностей занимающихся в непредвиденных
комбинациях;
- обучение основам стратегии игры в шашки и шахматы;
- изучение преимущества в разных положениях;
- воспитание творческих способностей занимающихся.
Необходимо развивать умения у воспитанников оценивать ситуацию и просчитывать
партию на многие ходы вперед. Воспитывать нравственные и эстетические качества у детей
дошкольного возраста.
Возраст обучающихся 5-7 лет. Акцент при обучении делается на развитии внимания,
памяти, восприятия, мышления и воображения. Процесс обучения построен в формах,
доступных для данной возрастной группы. Наряду с традиционными методами работы
(беседа, объяснение, рассказ, демонстрация), предполагается широко использовать сказки,
соревнования, игры, занимательные задачи. Чтобы совершенствоваться, надо постоянно
состязаться, поэтому на каждом занятии отводится время для 1-2 игр в шашки или
шахматы.
Основой организации занятий с детьми в данной программе является система
дидактических принципов:
1.Принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью развития личности
каждого участника и всего коллектива в целом.
2.Принцип активной включенности каждого ребенка в игровое действие, а не пассивное
созерцание со стороны.

3.Принцип доступности, последовательности и системности изложения программного
материала.
4.Принцип вариативности - у детей формируется умение осуществлять собственный выбор
и им систематически предоставляется возможность выбора;
5.Принцип творчества - процесс обучения сориентирован на приобретение детьми
собственного опыта творческой деятельности.
Основные формы и средства обучения:
1.Практическая игра.
2.Решение задач, комбинаций и этюдов.
3.Дидактические игры и задания, игровые упражнения;
4.Развлечения и познавательные досуги, игры в шашки.
Методы проведения занятий и игровых встреч:
- словесный: рассказ, беседа, объяснение;
- наглядный: иллюстрация примерами, демонстрация позиций на доске;
- практический: упражнение, тренинг, соревнования, работа над ошибками.
Форма занятий – коллективная. По особенностям коммуникативного взаимодействия
– игра, соревнования, развлечения. Предлагая выполнение задания в парах, учитываются
симпатии дошкольников, уровень их игровых навыков, темперамент.
10. Планируемые результаты и способы определения их результативности.
1.Обучить шахматной и шашечной игре дошкольников.
2.Подготовить детей к школе благодаря шахматам и шашкам; развивать их
интеллектуальный уровень, логическое мышление, память, внимание, усидчивость,
общение.
3.Довести обучение игре в шахматы и шашки детей дошкольного возраста до более
высокого уровня.
По окончании обучения дети должны знать:
• шашечные термины: белое поле, черное поле, горизонталь, вертикаль,
диагональ, простая шашка, блокировка, дамка, рубить и т.д.
• шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ,
центр, партнеры, взятие, шах, мат, ничья;
• названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;
• правила хода и взятия каждой фигуры.
Итогом реализации дополнительной образовательной программы является
организация тренировочных турниров, эстафет, викторин, соревнований.
2. Содержание образовательной деятельности.
(1-ый год обучения, возраст детей 5 – 6 лет).
Ко
лво
№
Тема
Содержание
ча
со
в
сентябрь
1
«По дороге знаний».
Организационное занятие. Знакомство с помещением, 1
тренером, с правилами поведения.
2
«Королевство шашек».
Познакомить с понятиями шашка, жителями
1
шашечной страны. Просмотр видеофильма «Про
поросенка, который умел играть в шашки».
3
«Шашечная доска и
Познакомить с общими понятиями: шашечная доска и 1
шашки».
шашки. Расстановка шашек. Чтение сказки «Зайкины
шашки».

«Шашечные дороги».

Познакомить с понятием вертикаль. Игра «Кто больше
назовет предметов, расположенных вертикально»,
например: (дерево, стена и т.д.).

1

«Шашечные дороги».

Познакомить с понятием «горизонталь» игра «Кто
больше назовет предметов, расположенных
горизонтально».

1

4

Правила игры.

1

5

«Путешествие в мир
открытий» - Шашечные
поля.

Познакомить с понятиями: Ходы шашек. Тихий ход.
Ударный ход. Виды боя (взятия). Дидактическое
упражнение «Каждой фигуре – свой домик»
(расставить шашки на доске).
Чтение художественной литературы «Русские шашки
– зайкины шашки». Познакомить детей, что у каждого
поля на доске есть свой адрес - свое название. Поля
обозначены цифрами и буквами. Сначала говорится
название вертикали, потом номер горизонтали, т.е.
сначала буква, потом цифра. Например – поле 1: d4 (дэ
4) игра: «Самый меткий стрелок». Повторение
названий: горизонталь, вертикаль, диагональ.
Дидактические упражнения:
«Гуляем по дорожкам… (а, в, с…),
«На лифте» (до нужной цифры - «этажа»),
«Быстрые ракеты» (диагонали – самая длинная,
короткая и т. д.)

6

«В гостях у знатока
шашек – Зайки».

7

Там на невиданных
дорожках – диагональ,
фланг.
Основы шашечной игры:
сила флангов.

8

9

Центр.

10

Игра «Русские шашки».

октябрь
Практическое закрепление материала. Упражнения на
выполнение ходов шашками. Дидактические игры по
маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на
ограничение подвижности фигур.
Познакомить с понятием диагональ, фланг.
Упражнения на выполнение ходов шашками.
Практическое закрепление материала. Дидактические
игры по маршруту и их взятие с учетом контроля
полей, на ограничение подвижности фигур.
Тренировочные упражнения по закреплению знаний о
шахматной доске.
Познакомить с шашечным понятием центр.
Практическое закрепление материала. Упражнения на
выполнение ходов шашками. Дидактические игры по
маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на
ограничение подвижности фигур. Тренировочные
упражнения по закреплению знаний о шахматной
доске.
ноябрь
Практическое закрепление материала.
Индивидуальные и подгрупповые занятия.
Дидактическая игра «Винни Пух идет в гости» - учить
детей ориентироваться на доске и находить нужное

2

2

2

2

2

2

поле.
11

«В гости к друзьям» «Как ходят шашки».
Правила шашечной игры.

12

Изучаем правила игры.
Простая шашка и дамка.

13

Игры ограниченным
количеством
шашек(4,8,12).

14

«В Стране Шахматных
Чудес».

Знакомство с шахматами и историей шахмат. Белые и
черные. Ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.
Просмотр обучающего видео «Приключения в
Шахматной стране».

2

15

Шахматы в сказках.

2

16

Начальное положение.

Продолжить знакомство с названиями шахматных
фигур. Чтение и инсценировка дидактической сказки
«Шахматный теремок», «Шахматная репка»,
«Шахматный колобок».
Расстановка фигур перед шахматной партией.
Правило: "Ферзь любит свой цвет". Связь между
горизонталями, вертикалями, диагоналями и
начальным положением фигур. Просмотр диафильма
"Книга шахматной мудрости. Второй шаг в мир
шахмат". Дидактические задания и игры "Мешочек",
"Да и нет", "Мяч".

17

«Веселый бой».

Практическое закрепление материала. Игры соревнования «Кто быстрее расставит фигуры». Игра
«Взятие шашки».

2

18

Шахматные игры и
упражнения.

19

«Прямолинейная,
бесхитростная фигура».

20

«Я - Ладья».
Шахматные игры и
упражнения.

Познакомить с правилами: «Хода».
2
Ходить назад шашками запрещено!
Познакомить с основными правилами «Боя».
Практическое закрепление материала.
Индивидуальные и подгрупповые занятия.
2
Познакомить с правилом: простая шашка, достигнув
дамочного поля, превращается в дамку. Ход и бой
Дамкой. Дидактическая игра «Найди дом для
зверушек» (мелкие игрушки)» (где буква – название
улицы, цифра – номер дома). Дидактическая игра «
Посели матрешку в дом и назови её адрес».
Дидактическая игра « Кто быстрее переведет шашки на 2
сторону соперника» (соблюдаем очередность хода).
Дидактическая игра «Составь доску» (по вертикалям,
по горизонталям). Игра с ограниченным количеством
шашек.
декабрь

январь
Дидактические задания и игры "Волшебный мешочек",
"Угадай-ка", "Секретная фигура", "Угадай". Играсоревнование «Кто быстрее расставит фигуры».
Место ладьи в начальном положении. Понятие «ход»,
«взятие». Ход ладьи. Взятие. Дидактические задания и
игры "Лабиринт", "Перехитри часовых", "Один в поле
воин", "Кратчайший путь".
Дидактические игры "Захват контрольного поля",
"Защита контрольного поля", "Игра на уничтожение"
(ладья против ладьи, две ладьи против одной, две

2

2

2

2

ладьи против двух).
21

Шахматные игры и
упражнения.

Дидактические задания и игры "Волшебный мешочек",
"Угадай-ка", "Секретная фигура", "Угадай". Играсоревнование «Кто быстрее расставит фигуры».

2

февраль
22

Викторина «Королевство
шашек».

23

«Совсем этот слон на слона
не похож».

24

«Вежливые Слоны».

25

Ладья против слона.

26

Викторина «Кто лучше
знает правила».

27

В гостях у Ферзя.

28

«Могучая фигура».
Шахматные игры и
упражнения.

29

Ферзь против ладьи.

30

Ферзь против слона.

Практическое закрепление материала. Закрепление
шашечных терминов: поле, центр, дамка, главная
дорога, диагональ.
Ход слона, взятие. Понятие «белопольные и
чернопольные слоны». Дидактические задания
"Лабиринт", "Перехитри часовых", "Один в поле воин",
"Кратчайший путь".
Понятие «легкая и тяжелая фигура». Дидактические
игры "Захват контрольного поля", "Защита
контрольного поля", "Игра на уничтожение" (слон
против слона, два слона против одного, два слона
против двух), "Ограничение подвижности".
Дидактические задания "Перехитри часовых",
"Двойной удар", "Взятие", "Защита", "Выиграй
фигуру". Дидактические игры "Захват контрольного
поля", "Защита контрольного поля", "Игра на
уничтожение".
Повторяем правила игры в шашки и шахматы.
март
Место ферзя в начальном положении. Ход ферзя,
взятие. Ферзь – тяжелая фигура. Дидактические
задания "Лабиринт", "Перехитри часовых", "Один в
поле воин", "Кратчайший путь". Просмотр диафильма
"Волшебные шахматные фигуры».
“Угадай”. “Секретная фигура”. Дидактические игры
"Захват контрольного поля", "Защита контрольного
поля", "Игра на уничтожение" (ферзь против ферзя),
"Ограничение подвижности". Парные игры.
Дидактические задания "Перехитри часовых", "Сними
часовых". Дидактические игры "Захват контрольного
поля", "Защита контрольного поля", "Игра на
уничтожение" (ферзь против ладьи),
Дидактические игры "Захват контрольного поля",
"Защита контрольного поля", "Игра на уничтожение»
(ферзь против слона, ферзь против ладьи и слона,
сложные положения), "Ограничение подвижности".

1

2

2

2

1

2

2

2

2

апрель
31

«Прыг, скок и вбок».

Место коня в начальном положении. Ход коня, взятие. 2
Конь – легкая фигура. Дидактические задания
"Лабиринт", "Перехитри часовых", "Один в поле воин",

«След коня».
32

Хитрая фигура.

33

«Подготовка к
соревнованиям между
командами ДОУ».
«Шашечный турнир».

34
35

Шахматные игры и
упражнения.

36

«Соревнования».

37

«Соревнования».

38

Диагностика.

"Кратчайший путь".
2
Дидактические игры "Захват контрольного поля",
"Игра на уничтожение" (конь против коня, два коня
против одного, один конь против двух, два коня против
двух), "Ограничение подвижности".
Практическое закрепление материала.
2
Практическое закрепление материала.
май
Дидактические задания и игры "Волшебный мешочек",
"Угадай-ка", "Секретная фигура", "Угадай". Играсоревнование «Кто быстрее расставит фигуры».
Практическое закрепление материала. Парные игры.
Соревнования между игроками в детском саду.
Практическое закрепление материала. Парные игры.
Соревнования между игроками в детском саду.
Подведение итогов года. Оценить уровень овладения
игрой в шашки и шахматы.

Итого:

2
2

2
2
2
72

Тематическое планирование.
(2-й год обучения, возраст дошкольников 6-7 лет)

№

1
2

3

4

5
6

Тема

Содержание

сентябрь
Как начинать партию?
Дидактические игры: «Кто первый»,
«Составь доску». Парные игры в шашки.
«Цели игры и определение
Обучение алгоритму хода. Выигрыш, ничья,
результата партии». Способы
виды ничьей. Решение упражнений на
защиты. Открытые и двойные ходы.
выигрыш в различное количество ходов.
Игра «Главная дорога», чтение худ.
Литературы Юровский Е, М,
«Знакомство с таблицей шашечного
Знакомство с понятием «Таблица турнира».
турнира».
Упражнения на выполнение ходов пешками.
Тренировочные упражнения .
Легенда «Мудрец». Рассказ о
Познакомить с историей о зарождении и
мудреце, придумавшем диковинную возникновении древней игры в шахматы.
игру.
Парные игры.
«Короли шахматного мира».
Показ презентации «Короли шахматного
мира».
«Проспекты, улицы и переулки
Чтение сказки «Проспекты, улицы и
волшебной доски».
переулки волшебной доски». Д/и
«Шахматное поле», «Сосчитай квадраты»,
«Нарисуй шахматную доску».

Ко
лво
ча
со
в
1
2

1

1

1
1

7

«Волшебные фигуры».

Закрепление знаний шахматных фигур,
показать отличие одних фигур от других.
Игры с шахматными фигурами:
«Волшебный мешочек», «Шахматный
теремок», «Шахматный колобок»,
«Запретная фигура», «Что общего?»
октябрь

1

8

10

«Белая пешка».

11

«Ход сделан, обратно не вернешь».

12

Турнир «Умницы и умники».

Упражнения на выполнение ходов шашками.
Тренировочные упражнения. Игра «уголки».
Игра «поддавки».
Познакомить детей с правилами шахматных
поединков. Сказка « Ни шагу назад!» Д/и
«Шахматная шкатулка» (ответь на вопросы).
Познакомить детей с пешкой.
Сказка «Белая пешка» Дать задание,
самостоятельно расставить все пешки на
доске на скорость, называя вслух поля.
Изучить ходы пешек. Закрепить основные
правила пешек. Д/и «Что изменилось?»,
«Чего не стало?» (какой пешки не хватает, на
каком поле она стояла?)
Практическое закрепление материала.
Дидактические задания «Атака неприятеля»
Юровский Е.М. «Цейтнот».
ноябрь

1

9

Основные приемы борьбы на
шашечной доске «Делаем наилучшие
ходы».
«Ни шагу назад!».

13

Основные приемы борьбы на
шашечной доске «Простые
комбинации».

2

14

«Умники и умницы».

15

«Пешки против ладьи».

16

«И король жаждет боя!».

Шашечный этюд. Задание, заключающееся в
том, чтобы найти для белых путь к
выигрышу или к ничьей при данной
расстановке фигур.
Практическое закрепление материала. Чтение
сказки «Сеня, Храбрик и шашки» Авторы:
Барский Ю. П., Городецкий В.Б.
Повторить признаки, особенности, способы
действий пешек и ладьи. С помощью схем
разыграть разные положения. Соревнование
в двух командах «Пешки против ладьи».
Познакомить с правилами ходов «королем».
Чтение сказки «И король жаждет боя!».

2

2

2

1

2

2

2

декабрь
17

«Королей не уничтожают».

18

Король против других фигур.

19

Дебют.
Шахматная партия.

Познакомить с основным правилом короля «Без королей не играют» (почему нельзя
побить короля). Д/и «Опасность короля»,
«Защита короля», «Прятки» (укрыться в
безопасное место, уничтожить фигуру
соперника).
Дидактические задания "Перехитри
часовых", "Сними часовых", "Атака
неприятельской фигуры", "Двойной удар",
"Взятие". "Игра на уничтожение"
Игра всеми фигурами из начального
положения. Дидактическая игра "Два хода".

2

2

3

20

Шахматная викторина.

21

«Шах».

22

«Мат».

23
24

«Ферзь, ладья и слон дают мат в
один ход».
«Турнир сильнейших».

25

«Борьба скакунов».

26

«Ферзь, ладья и слон против коня».

27

«Начальное положение».

28

Шахматный карнавал.

29

Шахматная комбинация.

30

«Рокировка».

31

Подготовка к соревнованиям.
«Шашечные встречи сильнейших в
детском саду».

Правила дебюта. Игра всеми фигурами из
начального положения. Игра всеми фигурами
из начального положения.
Учить детей использовать полученные
знания в викторине. Викторина «Шахматный
король».
январь

1

Дать понятие, что такое «шах». Рассказать
детям, что означает «шах» в шахматной игре.
Показ схем, где объявлен «шах» королю. Д/и
«Какая фигура объявила «шах» королю.
Знакомство с новым понятием «мат». Учить
определять на шахматной доске, где стоит
«мат», а где нет. Чтение легенды
«Непобедимый». Рассказать детям, что
означает «мат» в шахматной игре. Д/и «Стоит
ли «мат» черному королю»?
Показать на схеме, как можно поставить
«мат» черному «королю».
Практическое закрепление материала.
Подбор игр и заданий на обобщение знаний.
февраль

2

Закрепить правила перемещения «коня» на
шахматной доске. Закрепить приемы борьбы
«Конь против коня».
Заучивание стихотворения «Неутомимые
Кони». Разыгрывание шахматных партий.
Закрепить приемы борьбы одних шахматных
фигур с другими. Решение логических задач.
Разыгрывание шахматных партий. Чтение
сказки «Нотация волшебной доски».
Упражнения «Выбери верный ход».
Закрепить основные правила шахматных
боев. Викторина «Ответь, как в сказке, сам,
без подсказки». Упражнения с шахматными
фигурами и пешками.
Обобщить знания детей. Участие детей в
шахматных партиях. Викторина. Подготовка
к соревнованиям.
март
Матовые комбинации. Темы комбинаций.
Тема отвлечения. Дидактическое задание
«Объяви мат в два хода». Игровая практика.
Познакомить с новым понятием «рокировка».
Д/и «Короткая рокировка». Д/и «Длинная
рокировка». Разыгрывание шахматных
положений по теме.
Упражнения на выполнение ходов шашками.
Дидактические игры по маршруту и их
взятие с учетом контроля полей, на
ограничение подвижности фигур.

2

2

2
2

2

2

2

2

2

2

Тренировочные упражнения по закреплению
знаний о шахматной доске.
Практическое закрепление материала.
Подбор игр и заданий на обобщение
знаний.
апрель

32

«Турнир сильнейших».

33

Шахматная
комбинация.

Комбинации, ведущие к достижению
материального перевеса.
Тема освобождения пространства. Тема
перекрытия. Дидактическое задание
«Выигрыш материала». Игровая практика.

2

34

«Реши этюд».

2

35

«Победитель - это я».

36

Дружеские встречи.

37
38

Дружеские встречи.
Шахматный турнир.

39

Шахматный турнир.

40

Мониторинг.

Учить детей достигать выигрыша или
добиваться ничьей, находясь в трудном
положении. Чтение сказки о том, как
шахматы спасли царевну от колдуна.
Д/и «Войско из мешочка», «Соседи», «Лови не лови», «Шахматные поединки».
Практическое закрепление материала.
Решение кроссвордов, выполнение заданий,
дидактические игры.
Соревнования между игроками ДОУ.
май
Соревнования между игроками ДОУ.
Закрепление навыков ведения шахматной
партии до победы в турнире.
Шахматный турнир с участием детей.
Закрепление навыков ведения шахматной
партии до победы в турнире.
Шахматный турнир с участием детей.
Выявить уровень освоения детьми
шахматной игры. Подведение итогов года.

Итого:

2

2

2
2
2

2

2
72

3.Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.
Форма проведения занятий определяется возрастными особенностями детей, а также
содержанием разделов и тем изучаемого материала:
-беседа с объяснением материала и показом позиций на доске;
-игра;
-тренировочные игры;
-турниры.
4.Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Реализация программы шахматного кружка «Шахматы» требует наличия кабинета.
Учебный кабинет со столами и стульями, который соответствует санитарным нормам и
правилам для полного состава группы.
Развивающая предметно-пространственная среда в кабинете содержательно-насыщенна,
трансформируема, полу функциональна, вариативна, доступна и безопасна, и эстетическипривлекательна.
Материально-техническое обеспечение Программы:
• шахматные столы;
• настольные шахматы разных видов;

• демонстрационная настенная магнитная доска с комплектом шахматных фигур;
• шахматные часы;
• дидактические игры для обучения игре в шахматы;
• наглядные пособия (альбомы, портреты выдающихся шахматистов,
иллюстрации, фотографии, плакаты).
5.Формы подведения итогов реализации программы.
Способом определения результативности реализации программы дополнительного
образования «Шахматы и шашки» является диагностика. Диагностирование детей
проводится в игровой форме, 1 раз в год (май). Результаты диагностики педагог вносит в
диагностическую карту.
Диагностический мониторинг.
Для определения уровня способностей детей в конце года проводится педагогическая
диагностика по следующим критериям:
Формы педагогической диагностики: педагогические наблюдения, итоговые занятия.
Результаты педагогической диагностики могут использоваться исключительно для решения
следующих образовательных задач:
• индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его
образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его
развития);
• оптимизации работы с группой детей.
В режиме дня педагог создает диагностические ситуации, чтобы оценить индивидуальную
динамику детей и скорректировать свои действия. Каждый ответ оценивается по трех
бальной системе:
3 балла – ребенок самостоятельно выполняет диагностическое задание,
2 балла – ребенок понимает инструкцию воспитателя, результат появляется при
незначительной помощи воспитателя,
1 балл – ребенок не понимает или не выполняет задание.
Критерии уровней развития детей.
Высокий:
ребенок имеет представление о «шахматном королевстве». Умеет быстро и правильно
находить поля, вертикали и диагонали, показывая и называя их вслух. Знает, различает и
называет шахматные фигуры. Знает ходы шашек, шахматных фигур и их отличия.
Понимает важность первых ходов. Имеет понятие о приёмах взятия фигур. Умеет
самостоятельно выполнять задания, кратко и точно выражать мысли, выполнять задания в
более быстром темпе. У ребёнка развита познавательная активность, логическое мышление,
воображение. Обладает навыками счёта предметов, умение соотносить количество и число.
Развито зрительное восприятие, внимание, мелкая моторика рук. Умеет планировать свои
действия, обдумывать их, рассуждать, искать правильный ответ. Развита ловкость и
смекалка, ориентировка в пространстве, способность думать, мыслить, анализировать.
Имеет понятие «рокировка», «шах» и «мат».
Средний:
ребенок затрудняется в умении быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали,
показывать и называть их вслух. Путает название шахматных фигур, ходы шашек,
шахматных фигур и их отличия. Путает понятия «равно», «неравно», «больше», «меньше».
Низкий:
ребенок не умеет быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывать и
называть их вслух. Не знает, не различает и не называет шахматные фигуры. Не знает ходов
шахматных фигур и их отличия. Не имеет понятие «рокировка», «шах» и «мат».
Фамили,
Расставляет
Начало
Ход
Бой шашек
«Шах»,
Доводит
имя ребенка
шашки,
игры
шашек,
«Мат»,
игру до
шахматы на
шахмат
«Рокировка»
конца
поле

Литература
1. Шашки для детей/ В.К. Погрибной, В.Я. Юзюк. Изд. 2-е, перераб. И доп. – Ростов н/Д:
Феникс, 2013. – 137 с.
2. Приключения Шашечки и Шахматика/ В.Я.Юзюк В.К.Погрибной– Ростов н/Д: Феникс,
2013. – 17 3 с.
3. Шахматный учебник для детей/ Петрушина Н. М.Ростов н/Д: Феникс, 2013.-221 с.
5.Абрамов С.П., Барский В.Л. Шахматы: первый год обучения. Методика проведения
занятий. - М.: ООО "Дайв", 2009. - 256 с.
6.Зайкина В.Л. "Каисик в Шахматном королевстве". Сборник дидактических сказок для
обучения детей 5-7 лет игре в шахматы. - Норильск, МБОУ ДОД "Центр внешкольной
работы" района Талнах, 2010. - 25с.
7.Сборник дидактического материала к поурочному планированию занятий по обучению
игре в шахматы детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Авторысоставители: педагоги д/о Зайкин В.В., Зайкина В.Л. - Норильск, МБОУ ДОД "Центр
внешкольной работы" района Талнах, 2010. - 57с.
8.Гришин, В. Г. Шахматная азбука [текст] / В. Г. Гришин, Е. И. Ильин. — М.: Детская
литература, 1980;
9.Карпов, А. Е. Учитесь шахматам [текст] / А. Е. Карпов. — М.: Эгмонт Россия Лтд, 2004;
10.Костров, В. В. Шахматный учебник для детей и родителей [текст] / В. В. Костров, Д. А.
Давлетов. — СПб.: Литера, 2005;
11.Сухин, И. Г. Волшебный шахматный мешочек [текст] / И. Г. Сухин. — Испания:
Издательский центр Маркота. Международная шахматная Академия Г. Каспарова, 1992;
12.Сухин, И. Г. Приключения в Шахматной стране [текст] / И. Г. Сухин. — М.: Педагогика,
1991;
13.Сухин, И. Г. Удивительные приключения в Шахматной стране [текст] / И. Г. Сухин. —
Ростов н/Д: Феникс, 2004;
14.Сухин, И. Г. Шахматы для самых маленьких [текст] / И. Г. Сухин. — М.: Астрель; АСТ,
2000;
Приложение 1. Правила поведения во время игры.
Правило 1: Перед началом игры соперники пожимают друг другу руки – желают хорошей
игры и победы. После игры (как бы она не закончилась) вновь пожимают руки, благодарят
друг друга за честную игру, а проигравший еще и поздравляет соперника с победой.
Этот спортивный ритуал дисциплинирует участников и настраивает их на серьезную
игру.
Правило 2: Взялся – ходи!
Правило 3: Если Ваша шашка стоит неаккуратно (на 2 поля или на 4 поля) и ее нужно
поправить, Вы говорите «поправляю» и уже потом поправляете шашку.
Правило 4: Если у Вас возникла одна из ситуаций, описанных в главе 4, и требуется
помощь судьи или помощника судьи чтобы посчитать количество ходов для признания
партии закончившейся вничью, можете поднять руку или просто позвать судью.
Правило 5: Во время игры нельзя разговаривать с соперником или с соседями.
Приложение 2.
1) Начинать бой можешь смело –
Первый ход всегда за белой!
2) Шашки медленно, но метко
Шагают лишь по черным клеткам!

3) Наверно, шашкам не везет,
Что ходят шашки лишь ВПЕРЕД!
4) Знают все : и стар, и млад,
Шашкой бьем вперед – назад!
5) Шашка соперника сразу погибнет,
Если твоя ее перепрыгнет!
6) Поля вдруг конец настанет,
Сразу шашка «дамкой» станет!
7) Чтоб твою «дамку» не поймали,
Ход ее по всей диагонали!
8) Цель игры – побить «врагов»
И чтоб им не было ходов!
Методическое обеспечение Дидактические игры.
«Горизонталь». Двое играющих по очереди заполняют одну из горизонтальных
линий шахматной доски кубиками (фишками, пешками и т. п.).
«Вертикаль». То же самое, но заполняется одна из вертикальных линий шахматной
доски.
«Диагональ». То же самое, но заполняется одна из диагоналей шахматной доски.
«Волшебный мешочек». В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все
шахматные фигуры, каждый из учеников на ощупь пытается определить, какая фигура
спрятана.
«Угадайка». Педагог словесно описывает одну из шахматных фигур, дети должны
догадаться, что это за фигура.
«Секретная фигура». Все фигуры стоят на столе учителя в один ряд, дети по
очереди называют все шахматные фигуры, кроме «секретной», которая выбирается заранее;
вместо названия этой фигуры надо сказать: «Секрет».
«Угадай». Педагог загадывает про себя одну из фигур, а дети по очереди пытаются
угадать, какая фигура загадана.
«Что общего?» Педагог берет две шахматные фигуры и спрашивает учеников, чем
они похожи друг на друга. Чем отличаются? (Цветом, формой.)
«Большая и маленькая». На столе шесть разных фигур. Дети называют самую
высокую фигуру и ставят ее в сторону. Задача: поставить все фигуры по высоте.
«Мешочек». Ученики по одной вынимают из мешочка шахматные фигуры и
постепенно расставляют начальную позицию.
«Да и нет». Педагог берет две шахматные фигурки, (фрагмента игрового поля) и
спрашивает детей, стоят ли эти фигуры рядом в начальном положении. «Мяч». Педагог
произносит какую-нибудь фразу о начальном положении, к примеру: «Ладья стоит в углу»,
и бросает мяч кому-то из учеников. Если утверждение верно, то мяч следует поймать.
«Игра на уничтожение» – важнейшая игра курса. У ребенка формируется
внутренний план действий, развивается аналитико-синтетическая функция мышления и др.
Педагог играет с учениками ограниченным числом фигур (чаще всего фигура против
фигуры). Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.
«Один в поле воин». Белая фигура должна побить все черные фигуры,
расположенные на шахматной доске, уничтожая каждым ходом по фигуре (черные фигуры
считаются заколдованными, недвижимыми).
«Лабиринт». Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски,
не становясь на «заминированные» поля и не перепрыгивая их.
«Перехитри часовых». Белая фигура должна достичь определенной клетки
шахматной доски, не становясь на «заминированные» поля и на поля, находящиеся под
ударом черных фигур.

«Сними часовых». Белая фигура должна побить все черные фигуры, избирается
такой маршрут передвижения по шахматной доске, чтобы белая фигура ни разу не
оказалась под ударом черных фигур.
«Кратчайший путь». За минимальное число ходов белая фигура должна достичь
определенной клетки шахматной доски.
«Захват контрольного поля». Игра фигурой против фигуры ведется не с целью
уничтожения, а с целью установить свою фигуру на определенное поле. При этом
запрещается ставить фигуры на клетки, находящиеся под ударом фигуры противника.
«Защита контрольного поля». Эта игра подобна предыдущей, но при точной игре
обеих сторон не имеет победителя.
«Атака неприятельской фигуры». Белая фигура должна за один ход напасть на
черную фигуру, но так, чтобы не оказаться под боем.
«Двойной удар». Белой фигурой надо напасть одновременно на две черные фигуры.
«Взятие». Из нескольких возможных взятий надо выбрать лучшее – побить
незащищенную фигуру.
«Защита». Здесь нужно одной белой фигурой защитить другую, стоящую под боем.
«Выиграй фигуру». Белые должны сделать такой ход, чтобы при любом ответе
черных они проиграли одну из своих фигур.
«Ограничение подвижности». Это разновидность «игры на уничтожение», но с
«заминированными» полями. Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.
«Шах или не шах». Приводится ряд положений, в которых ученики должны
определить: стоит ли король под шахом или нет.
«Дай шах». Требуется объявить шах неприятельскому королю.
«Пять шахов». Каждой из пяти белых фигур нужно объявить шах черному королю.
«Защита от шаха». Белый король должен защититься от шаха.
«Мат или не мат». Приводится ряд положений, в которых ученики должны
определить: дан ли мат черному королю.
«Первый шах». Игра проводится всеми фигурами из начального положения.
Выигрывает тот, кто объявит первый шах.
«Рокировка». Ученики должны определить, можно ли рокировать в тех или иных
случаях.
«Два хода». Для того чтобы ученик научился создавать и реализовывать угрозы, он
играет с педагогом следующим образом: на каждый ход учителя ученик отвечает двумя
своими ходами.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».