Содержание 1.Целевой раздел 2. Планируемые результаты 3. Формы подведения итогов реализации программы 4. Учебно-тематический план 5. Календарно-учебный график 6. Материально-техническое обеспечение 7.Картотека игр и упражнений 8.Список литературы 1.Целевой раздел 1.1 Пояснительная записка Программа рассчитана на детей с тяжелыми нарушениями речи и разработана на основе комплексной образовательной программы дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» Нищевой Н.В. Продолжительность реализации программы — 1 год. Содержание программы кружка составлена с учетом возрастных особенностей и в соответствии с СанПиНом 2.4.1.3049-13 (требования к организации режима дня и учебных занятий), предназначена для детей 3-5 лет, реализуется она через кружковую работ. Занятия проводится 2 раза в неделю, длительность составляет 15 минут для детей 3 - 4 лет, а 4-5 лет - 20 минут. Программа разработана в соответствии с нормативными правовыми документами: 1.Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ. 2. «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организациях». Санитарно-эпидемологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года № 26, (далее- СанПиН). 3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. N 41 "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей" 4.Конвенция о правах ребёнка. 5.Устав ДОУ. Актуальность. Дошкольный возраст – важный период в развитии ребенка, особенно в плане развития его речи. Без формирования чистой и правильной речи невозможно приобретать навыки общения и учиться строить отношения с окружающим миром. При нормальном развитии овладение правильным звукопроизношением у дошкольников заканчивается к 45 годам. Но иногда в силу ряда причин этот процесс затягивается. В наш век «высоких технологий» и глобальной компьютеризации общества, уровень развития речи и коммуникативных навыков дошкольников оставляет желать лучшего. В младшей группе мы часто наблюдаем детей, речь которых мало понятна для окружающих: отдельные звуки не произносятся, пропускаются или заменяются другими, ребенок не умеет правильно построить фразу и, тем более, составить рассказ по картинке. Очень часто речевое нарушение, являясь первичным дефектом, влечет за собой заметное отставание в психическом развитии. Нарушение произносительной стороны речи требует специальной логопедической помощи. И, как известно, чем раньше начата коррекционная работа, тем она эффективнее. В настоящее время наблюдается неумолимый рост числа детей с различными речевыми расстройствами. Поэтому проблема ранней профилактики и ранней коррекции речевых нарушений представляется на сегодняшний день очень актуальной. В соответствии с «Положением о логопедическом пункте», на логопедические занятия зачисляются дети 5-7 лет, хотя многие дошкольники нуждаются в более раннем начале коррекционной работы. Кружковая логопедическая работа является пропедевтической перед занятиями по коррекции звукопроизношения в старшем дошкольном возрасте, а также она дает возможность охватить логопедическим воздействием детей более раннего возраста. Программа логопедического кружка «Говори правильно» позволяет оказывать специализированную логопедическую помощь детям 3-5 лет, которые, в силу их возраста либо отсутствием мест на логопункте, не могут быть зачислены на индивидуальные логопедические занятия. Данная программа составлена с учётом и использованием современных инновационных технологий и методик в области профилактики и коррекции речевых нарушений у детей. В основу планирования занятий кружка положен комплексно-тематический принцип. Таким образом, осуществляется взаимосвязь с занятиями воспитателей и узких специалистов и закрепление пройденного лексического материала каждой темы посредством разнообразных речевых игр и упражнений. Цель работы кружка: профилактика и коррекция нарушений речевого развития у детей младшего дошкольного возраста. Задачи: - Развитие слухового внимания и слухового восприятия, фонематического слуха. - Развитие моторики артикуляционного аппарата. - Развитие дыхания. - Формирование умения регулировать силу голоса. - Формирование правильного звукопроизношения. - Расширение словарного запаса. - Развития грамматического строя речи. - Формирование связной речи. - Развитие мелкой моторики. - Воспитание культуры речевого общения. Основные принципы и подходы к формированию программы • Принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка; • сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание Программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и при этом имеет возможность реализации в массовой практике дошкольного образования); • Принцип критерий полноты, необходимости и достаточности (позволяет решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»); • Принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольников; • Принцип комплексно-тематического построения образовательного процесса; •Принцип построения образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра; Содержание рабочей программы предусматривает интегрированные подходы видов деятельности в организации коррекционно-педагогического процесса, взаимодействие ребёнка с окружающей средой, поэтапную практическую и продуктивную деятельность по достижению поставленной цели в работе с детьми-логопатами. Характеристика речевого развития детей 3-5 лет. В младшем дошкольном возрасте (3 – 4 года) речь ребенка интенсивно развивается. При этом понимание смысла услышанного все еще преобладает над речевыми возможностями. Говорит ребенок в этом возрасте, в основном, короткими фразами, состоящими из нескольких слов (чаще из 3-4). Однако он не всегда регулирует речевое дыхание: не делает пауз между словами, фразами, проглатывает окончания слов, не всегда правильно ставит ударение в словах, допускает ошибки при согласовании слов, например: «Мне купили много игрушков.» Ребенок в возрасте 4-5 лет пользуется более усложненными и распространенными фразами, высказывает свои суждения обо всем, что его окружает, делает свои умозаключения. Он пытается обобщать, объединяя сходные предметы или явления в одну группу. В это время активно формируется умение использовать падежные окончания и формы глаголов. В речи ребенка появляются местоимения, числительные, наречия притяжательные прилагательные. Однако, несмотря на все достижения, детская речь в этом возрасте далеко не идеальна. Ребенку не всегда удается составить связный и понятный взрослым рассказ, много грамматических ошибок, неточностей в употреблении предлогов. К пяти годам речь становится наиболее связной и последовательной, ребенок в состоянии начать пересказ сказки («Курочка Ряба», «Колобок», «Репка»), может отвечать на вопросы по содержанию литературных произведений, рассказывать по картине, передавать своими словами личные впечатления. На четвертом году жизни у детей непрерывно идет процесс увеличения словаря — как активного, так и пассивного. К трем годам запас слов, как правило, увеличивается до 800— 1000, слова приобретают более точное значение. Малыш много говорит сам, любит слушать короткие стихи, рассказы, сказки, запоминает и рассказывает их. К 5 годам активный словарь ребенка достигает 1слов. В речи детей уменьшается количество сокращений, перестановок, пропусков, появляются слова, образованные по аналогии («скобланул» – царапнул). Ребенок в возрасте 3 – 4лет очень чутко относится к звучанию языка: создает новые слова или формы слов, пытается рифмовать, более отчетливо произносит звуки и слоги. Однако в этот период многие согласные звуки произносятся смягченно («лезецька» – ложечка), а некоторые ( свистящие «с», « з», « ц» шипящие звуки «ш», « ж», « ч», « щ», сонорные звуки « л» и « р») произносятся недостаточно четко, пропускаются, либо заменяются, например: «абака» – собака, «фобака» – собака, «фыпленок» – цыпленок, «тветок» – цветок, «апка» – шапка, «ук» – жук, «сапка», «фапка» – шапка, «оцки» , «отьки» – очки, «сетка», «тетка» – щетка, «ампа» – лампа, «ука» – рука, «лямпа» – лампа, «люка» – рука и др. В труднопроизносимых словах малыш может опускать и переставлять не только отдельные звуки, но и целые слоги (апельсины – лепесины), придумывать собственные обозначения (огурец – пеха), новые грамматические формы (наесться макарон – намакарониться). Сложности и ошибки звукопроизношения возникают у малышей из-за несформированного фонематического слуха и недостаточно развитого речевого аппарата. Однако все «шероховатости» речи этого возраста не патология, постепенно они уйдут, и большую роль в этом процессе будет играть внимание взрослых. Предполагаемый результат: К концу учебного года у детей улучшается: - произносительная сторона речи; - развивается фонематический слух и восприятие; - увеличивается пассивный и активный словарный запас; -обогащается речь детей разнообразными грамматическими формами и конструкциями; - способствует формированию связной речи, коммуникативных возможностей каждого ребенка. У детей наблюдается стойкая положительная мотивация к логопедическим занятиям и работе над речью в целом. Формы подведения итогов реализации программы Обследование речи детей в начале года, в конце года, а так же промежуточная экспресс – диагностика. Условия: кружковые занятия проводятся в помещении детского сада, состояние которого соответствует всем санитарным нормам: имеется дневное и дополнительное освещение, температурный режим соответствует норме. Детская мебель соответствует росту детей. Краткое описание содержания программы В содержание занятий включены следующие виды работы: ✓ артикуляционная гимнастика; ✓ самомассаж органов артикуляции; ✓ упражнения на развитие слухового восприятия, фонематических процессов; ✓ дыхательные упражнения (формирование длительной, сильной, плавной воздушной струи для правильного произношения звуков); ✓ постановка звуков способом подражания, от артикуляционных упражнений; ✓ автоматизация звуков в речи; ✓ дифференциация звуков в речи; ✓ лексико-грамматические упражнения; ✓ упражнения для формирования связной речи; ✓ игры и упражнения для развития мелкой моторики рук, самомассаж кистей рук; ✓ для оздоровления детей, снятия мышечного и нервного напряжения используются нетрадиционные методы, такие как элементы Су – джок терапии, самомассаж ладоней массажными мячиками, игры с бельевыми прищепками, кинезиологические упражнения, биоэнергопластика; ✓ для активизации внимания детей на занятии применяются средства ИКТ. Этапы коррекционной работы по звукопроизношению: I. Подготовительный этап Задачи: а) вызвать интерес к логопедическим занятиям, даже потребность в них; б) развитие слухового внимания, памяти, фонематического восприятия в играх и специальных упражнениях; в) формирование физиологического и речевого дыхания; г) формирование и развитие артикуляционной моторики до уровня минимальной достаточности для постановки звуков; д) в процессе систематических тренировок овладение комплексом пальчиковой гимнастики. II. Формирование произносительных умений и навыков Задачи: а) устранение дефектов звукопроизношения с помощью артикуляционных упражнений, звукоподражания. б) развитие умений и навыков дифференцировать звуки, сходные по артикуляционным и акустическим признакам; в) формирование практических умений и навыков пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью. III. Совершенствование фонематического восприятия и навыков анализа и синтеза слов идет параллельно с коррекцией звукопроизношения. IV. Систематические упражнения на развитие внимания, мышления и памяти, в том числе и речеслуховой на отработанном материале. V. Развитие связной выразительной речи. Учебный план № п/п 1. Содержание работы Проведение подгрупповой непосредственной образовательной деятельности «Формирование лексико-грамматических средств языка и развитие самостоятельной развернутой фразовой речи» Сроки в течение года Выход Тематическое, календарнотематическое планирование занятий 2. 3. Проведение фронтальной непосредственной образовательной деятельности «Формирование произносительной стороны речи и подготовка к овладению грамотой» Индивидуально-подгрупповая логопедическая непосредственно- образовательная деятельность. в течение года в течение года по формированию лексикограмматических средств языка и развитию самостоятельной развернутой фразовой речи. Календарный план. Тематическое планирование по формированию произносительной стороны речи и подготовке к овладению грамотой. Календарный план. Содержание индивидуальной коррекционной непосредственной образовательной деятельности учителя-логопеда. Тематический план занятий для младшей и средней группы Название лексичес кой темы Октябрь 1 занятие «Игруш ки» Развитие импрессивной стороны речи, речевого слуха, слухового внимания. Учить соотносить признаки предметов (по цвету и форме). Понимать предложения, содержащие глаголы повелительного наклонения. Выполнять одноступенчат ую инструкцию. Совершенствовани Развитие е лексико – связной речи грамматических представлений Формирование произносительн ых навыков и элементарного обучения грамоте Развитие общей и мелкой моторики, внимания, памяти. Формирование обобщающего понятия – игрушки, уточнение и расширение словаря по теме. Формирование внимания к неречевым звукам (звучащие игрушки). Формирование умения договаривать за логопедом звуки, слоги: У-у-у – самолет, Ы-ы-ы – пароход, Ту-ту-ту – паровоз, Би-би-би – машина, Ду-ду-ду – дудочка, Та-та-та – Подвижная игра «Мячик» (с.97) Мел. мот. «Почини машину» Составление двухсложных предложений: мяч прыгает, машинка едет, кукла спит и т.д. барабан и др Октябрь 2 занятие «Игруш ки» Соотносить предметы и изображения с их словесным обозначением – упражнение “ Покажи” Учить вслушиваться в речь, давать ответные звуковые и двигательные реакции. Словоизменение: Фраза из 2 слов: существительные красный мяч, единственного и синяя машина. множественного числа (машинамашины, куклакуклы). Закрепления обобщающего понятия. Учить подражать бытовым и музыкальным шумам, издаваемым разными игрушками: О-о-о – рычит мишка, И-и-и – ржет лошадка, Пи-пи-пи – пищит цыпленок, Бум-бум – гремит барабан, Оп-оп-оп – прыгает мячик, Бах – упали кубики и др. Подвижная игра «Мячик» (с.97) «Собери пирамидку » «Подбери половинку » Октябрь 3 занятие «Овощи. Огород» Учить выполнять инструкцию: возьми, собери, положи. Расширение представлений об овощах, о месте их произрастания. Учить правильно согласовывать прилагательное и существительное. Учить произносить короткие фрвзы: у меня лук, у меня репка. Учить правильно произносить двух и трех сложные слова, соблюдая ритмический рисунок. «Угадай овощ» (развитие тактильных ощущений) «Мы капуту рубим» «Узнай по силуэту» Подвижная игра «Есть у нас огород» Октябрь 4 занятие «Овощи. Огород» Выполнение инструкции назови правильно, подбери словечко. Согласование прилагательного и существительного. Обучение пониманию пространственных отношений двух предметов, выраженных предлогами: НА, В, ПОД, ЗА, и наречиями: вверху, внизу, высоко, низко. Учить подбирать признаки к предмету: огурец зеленый, длинный, вкусный,; помидор красный, круглый, спелый Учить отгадывать загадки. Ворчит Горох: «Ох! Ох! Ох! » — Держимся за живот. Задаются Помидоры: «Ах! Ах! Висим мы на кустах».Подбоченившись, повороты плечевого пояса. Пыхтит Лук: «Ух! Ух! Ух! Какой на мне кожух! »Встречные «Чего не стало?» «Накорми Копатыча овощами», Подвижная игра «Есть у нас огород» движения рук, согнутых в локтях горизонтально. Горюет Морковь: «Ой! Ой! Ой! Меня никто не выдергивает! »Приложить ладошки к щекам, покачать головой. Сердится Картофель: «Ай! Ай! Ай! Меня никто не копает! ».Потопать ногами. Октябрь 5 занятие Фрукты. Сад. Выполнение инструкции: разложи, прилепи. Пополнение пассивного словарного запаса по теме. Октябрь 6 занятие Фрукты. Сад. Упражнять различении названий овощей фруктов: «Разложи по коробочкам» Уточнение и обогащение пассивного словаря по теме существительн ыми – названиями деревьев: береза, клен, рябина, дуб. Октябрь 7 занятие Осенний лес Продолжать обучение пониманию пространственных отношений двух предметов, выраженных предлогами: НА, В, ПОД, ЗА, и наречиями: вверху, внизу, высоко, низко в Уточнение и расширение словаря по теме. и Что растет в «Ежик и «Разложи саду у Маши? (У барабан2 9с.58) фрукты» Маши растут, (Зайкеяблоки. У Маши яблоки, растут груши.) ежикугруши) Назови что можно приготовить из яблок? Проговаривание предложения: Я люблю… Обучение Составление правильному простых употреблению предложений по предложносюжетной падежных картине: я вижу конструкций: лист деревья, я вижу на дереве, лист за детей, я вижу деревом, лист под птиц и т.д. деревом. Проговаривание двусложных слов «Телефон» (простукивание или прохлапывние слов) «Ветер» Дует легкий ветерок – ф-фф…. И качает так листок – ф-ф-ф…. Выдох спокойный, ненапряженный. Дует сильный ветерок – ф-ф-ф… И качает так листок – ф-ф-ф… Активный выдох. Дует ветерок, качаются листочки «Узнай по силуэту», «Компот» (с.57) «Четверты й лишний» «Мы по лесу идем и листочки соберем», Рисование (каранда шом) «Как падают листочки», «Шла кукушка» И поют свои песенки. Осенние листочки На веточках сидят, Осенние листочки Детям говорят; Осиновый – а-а-а… Рябиновый –и-ии… Березовый – о-оо… Дубовый –у-у-у… Октябрь 8 занятие Осенний лес Уточнение и обогащение пассивного словаря по теме существительн ыми – названиями листьев: березовый, кленовый, рябиновый, дубовый. Правильное Проговаривание употребление предложений: я глаголов мужского и нашел шишку, я женского рода. нашел гриб, я нашла лист. «Ветер» Дует легкий ветерок – ф-фф…. И качает так листок – ф-ф-ф…. Выдох спокойный, ненапряженный. Дует сильный ветерок – ф-ф-ф… И качает так листок – ф-ф-ф… Активный выдох. Дует ветерок, качаются листочки И поют свои песенки. Осенние листочки На веточках сидят, Осенние листочки Детям говорят; Осиновый – а-а-а… Рябиновый –и-ии… Березовый – о-оо… Дубовый –у-у-у… «Мы по лесу идем, что в лесу мы соберем?» (шишки для белочки, грибочки для ежика, листики для лисички) Рисование «Осенний дождик» (ватными палочками) Ноябрь 1 занятие Одежда Формирование умений: умения называть предмет по Одежда для девочки и мальчика Уточнение и расширение словаря по теме (см. Учить проговаривать звукоподражания, вырабатывать правильное «Провести линии на одежде» «Маша варежку Инсценировка рассказ «Маша – растеряша» (формирование умения функционально «Примерный му значению – словарь»), введение упражнение обобщающего слова, «Отгадай загадку покажи отгадку» вслушиваться в речь, понимать ее содержание, отвечать на вопросы) речевое диафрагмальное дыхание, уточнять артикуляцию звуков: Ой-ой-ой! – уколол пальчик, Пш-ш-ш! – гладим бельё, Т-т-т! – шьём на машинке надела» Ноябрь 2 занятие Одежда Выполнять двухступетые инструкции. Пополнять пассивный словарь за счёт прилагательны х, обозначающих цвет, существитель ных, обозначающих детали одежды: ворот ник, кармашки. Согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже. Д/и «Магазин» Составление предложений: Я хочу купить красный шарф, мне нужно желтое платье. Учить проговаривать звукоподражания, вырабатывать правильное речевое диафрагмальное дыхание, уточнять артикуляцию звуков: Ой-ой-ой! – уколол пальчик, Пш-ш-ш! – гладим бельё, Т-т-т! – шьём на машинке Развитие мелкой моторики, конструкти вного праксиса, зрительног о внимания – игра с разрезным и картинкам и. «Маша варежку надела» Ноябрь 3 занятие Обувь Формирование умений: Ориентирова ться в названиях действий– упражнение «Покажи» Уточнение и расширение словаря по теме введение обобщающего слова. Разучивание подвижной игры с прговариванием слов «Дети туфли надевали» Развивать речевое подражание, интонационную выразительность, силу голоса на материале звукоподражаний: Топ-топ-топ – туфли топают громко, Топ-топ-топ – тапки топают тихо. Подвижная игра «Дети туфли надевали», «Найди пару», «Сделаем шнурочки для ботинок» (из пластилина ) Ноябрь 4 занятие Обувь Расширение пассивного словаря за счет прилагательны х одинаковые; глаголов: надеваю, Образование формы существительных множественного числа «один – много» Составление предложений по сюжетной картинке: Что делает девочка? Работа над слоговой структурой слова «Телеграф» Развитие речевого дыхания: пение звука У. «Что прибави лось?», «Кто самый меткий?» (с.149) обуваю, снима ю, гулять, ходи ть, танцевать. Обобщающего значения слов: одежда, обувь Ноябрь 5 занятие Мебель Формирование умения вслушиваться в речь и понимать ее содержание. Упражнение “Что для чего?”. (спать, сидеть, хранить) Введение обобщающего слова. Согласование числительных «один», «два» с существительными. (Один стул, два стула) Ноябрь 6 занятие Мебель Развитие слухового внимания, восприятия: упражнение “ Найди такую же коробочку”. Ноябрь 7 занятие Посуда Формирование обобщающего понятия “посуда”. Сказка «Три медведя». Закрепление понятий «большой», «поменьше», «маленький» Развитие силы голоса и просодической стороны речи: как говорит папа медведь, мама медведица, медвежонок. Кинезиоло гические упражнени я: «Стул» «Стол» «Кроватка» Развитие зрительног о внимания, умения сравнивать предметы по величине – упражнени е “Помоги матрешка м найти свои кроватки”. Понимание Сказка предлогов В, НА, У. «Три медведя». Обучение Закрепление выполнению понятий инструкций. «большой», «поменьше», «маленький» Развитие силы голоса и интонационной стороны речи. Выкладыва ние контуров предметов мебели из палочек по образцу. Уточнение понятия Сказка один – много. К.И. Чуковского «Федорино горе» (отрывок) (формирование умения вслушиваться в речь, понимать ее содержание, отвечать на вопросы по “Эхо”: Пых-пых-пых – пыхтит чайник, Бум-бум – сучит кастрюля крышкой, Динь-динь – звенит ложка в стакане, Тук-тук-тук – стучит чашка. Перекатыв ать пальцами по столу карандаш вперѐд – назад. Тили – тали, тили – тали, Карандаши сказке) к мы катали, Карандаши к мы катали [И посуду] называли: Чайник, чашка, блюдце, вилка, Миска, ложка, нож, бутылка. Ноябрь 8 занятие Посуда Формирование умения по просьбе взрослого выбирать предметы для выполнения названных действий Уточнение и расширение глагольного словаря по теме. Фраза из трех слов. Составление фраз: чай пьют из кружки, суп едят из тарелки, сок пьют из стакана. П-п-п! п-п-п! – каша кипит, Ах – мороженое упало, Ой – тарелка разбилась, Ам – зайчик ест капусту, Пых-пых – пыхтит тесто в кастрюле. Фу – девочка не хочет есть кашу. Найди пару: «Чашка – ложка» Работа с красками «Украсим тарелочку» Декабрь 1 занятие Зима Расширение и конкретизация представлений о зиме, явлениях природы. Выполнение инструкции: подбери признаки зимы и осени. Расширение словаря по теме: снегокат, санки, лыжи, коньки, ледянка. Согласование прилагательных и существительных: белый снег, белая снежинка, белый снеговик. Развитие диалогической речи: отвечать на вопросы педагога. Рассматривание картины «Зима». У-у-у-у! – вьюга начинается; В-в-в-в! – пурга начинается; Х-х-х-х! – греем руки; У-у-у-х! – катание с горки; Ух-х-х!, Ух-х-хх! – погреемся. «Что лишнее?», «Снежок» (с.209), Рисование пальчиком «Снегопад » Различение и употребление простых предлогов: за, под. Умение отвечать на вопросы по картине: «Что перепутал художник?» У-у-у-у! – вьюга начинается; В-в-в-в! – пурга начинается; Х-х-х-х! – греем руки; У-у-у-х! – катание с горки; Ух-х-х!, Ух-х-хх! – погреемся. Подвижная игра «Снежная баба» (с.197) «Снеговик друзей зовет» Узнавать Согласование Составление С горки съехали – Подвижная Декабрь 2 занятие Зимние забавы Декабрь 3 занятие Зимние забавы числительных один, два с существительными. (один снежок – два снежка, одна шапка – две шапки) Декабрь Понимать Умение употреблять 4 занятие вопросы, в речи простые Новогодн поставленные к предлоги. (У, НА, ий сюжетной ПОД) праздник картинке. Декабрь 5 занятие Новогодн ий праздник Январь 1 занятие Домашни е птицы Январь 2 занятие Домашни е птицы Январь 3 занятие Домашни е животны предметы по их описанию. (На чем можно кататься по льду?) фразы: шапка ууух! На горку синего цвета, заехали – ааах! С шарф красного горки скатились – цвета. ииих! В сугроб завалились – оооох! Формирование Упражнение фразы из 2-3-х «Лесенка» - пение слов без звука И на предлогов и с твердой атаке предлогом У: у голоса. елки стоит заяц, Логоритмическая танцует песенка «Дилиснегурочка. дон» Употребление Формирование Логоритмические существительных диалогической песенки про единственного числа речи, беседа по елочку «Елочки – в косвенных картине «У пенечки» падежах: что вы елки» видите на елке? Над чем висит снеговик? Где висит рыбка? игра «Снежная баба» (с.197), «Собери снеговика» Рисование карандашо м «Борода Деда Мороза» «Волшебн ый чуланчик» Узнавать Работа с предметы на пластилино рисунке по их м «Бусы на словесному елку». описанию – “Найди две д/и “Отгадай одинаковы загадку – е ёлочные покажи игрушки”, отгадку”. «Елочка» (с. 226) Выполнение Уточнение понятий Настольный Формирование «Вышла действий: пока «большой»театр по русской умения различать курочка жи петуха, дай «маленький», народной сказке высокие и низкие гулять…» мне петуха, «один» - «много» «Курочка Ряба» звуки – Лепка покажи курицу, Образование упражнение “Кто зернышек дай мне утку и глаголов от как голос для т. Д. звукоподражаний подает?” цыплят. Формирование обобщающего понятия “домашние птицы” Расширение Знакомство с Чтение сказки Закрепление Работа пассивного утиным и «Цыпленок и произношения карандашо словаря по петушиным утенок», учить звука Э в м “Нарисуй теме: семейством. отвечать на звукоподражания волны для существительн Употребление вопросы по х и в слове ЭТО. утят”. ыми: предлога У в содержанию Развитие силы «Вышла гребешок, значении у кого. (У сказки. голоса и курочка бородка, курицы, у петуха, у просодической гулять…» шпоры, перья, утенка) стороны речи. крылья. Развитие слухового внимания, восприятия на слух криков Умение образовывать иназывать детенышей животных Синий трактор – учит правильно называть животных: это кошка, это Развитие интонационной выразительности на материале звукоподражаний «Я рогатый, я хвостатый» «Найди и назови е животных – упражнение “К то кричит?” Январь Развитие 4 занятие слухового Домашни внимания, е восприятия на животны слух криков е животных – упражнение “К то кричит?» Февраль Обучать 1 занятие пониманию Транспор пространственн т ых отношений, выраженных простыми предлогами собака. Умение образовывать иназывать детенышей животных животное» (игра в песочнице) «Строим дом для кота» Инсценировка сказки Маршака «Усатыйполосатый» Развитие интонационной выразительности на материале звукоподражаний Изучение слов песенки: «Чух — чух, чух – чух — паровозик, Чух — чух, чух – чух — паровозик, Он бежит, качается, Охает, старается… Оххх, Шшш, Таки-таки, такитаки, Оххх, Шшш, Таки-таки, такитаки» Февраль Уточнять Образование форм Изучение слов 2 занятие словарь (едет, единственного и песенки: Транспор летит, плывет). множественного «Чух — чух, чух т числа имен – чух — существительных и паровозик, глаголов. Чух — чух, чух – чух — паровозик, Он бежит, качается, Охает, старается… Оххх, Шшш, Таки-таки, такитаки, Оххх, Шшш, Таки-таки, такитаки» Февраль Вслушиваться Расширение Введение фразы: 3 занятие в речь, давать глагольного словаря, Мама готовит Семья звуковые и отвечать на вопрос: суп. Папа двигательные что делает? покупает хлеб. реакции. Дедушка читает Игра на звукоподражание «Паравозик» https://nsportal.ru/a udio/detskiepesni/2015/11/pesn ya-igra-parovoziks-ostanovkami Закреплять навык работы с разрезным и картинкам и (фигурный разрез). Выложить с помощью камушков марблс машину. Игра на звукоподражание «Паравозик» Развивать графически е навыки (нарисоват ь дорожку от машины к гаражу, штриховка вагончиков ) Формировать в активной речи обобщающее понятие «транспорт». Уточнять словарь (части машины); совершенствовать грамматический строй речи (согласование имен существительных с именами прилагательными в роде, падеже, числе). https://nsportal.ru/a udio/detskiepesni/2015/11/pesn ya-igra-parovoziks-ostanovkami “Послушай и повтори”: А-а-а! – мама качает малыша; Уа! Уа! – плачет Пальчиков ые гимнастики : «Этот Показывать и по возможности называть членов семьи. Понимать вопрос: Где? Февраль 4 занятие 23 февраля Февраль 5 занятие 23 февраля Расширить пассивный словарь детей по лексической теме. сказку. Употребление глаголов неопределенной формы. Что должен уметь дделать солдат? (летать, стрелять, бегать, плавать и т.д.) малыш; О-о-ох! – стонет старая бабушка) Рассказ о армии. Развивать умение отвечать на вопросы. Покажите голосом – как пыхтит паровоз пп-п-п-п-п Летит самолёт лл-л-л-л-лСигналит машина пи-пи-пи-пи Машины едут по мостовой ша-шошу-ши-ша Прокололась шина у машины ш-ш-ш-ш-ш Насосом накачаем колесо с-с-с-с-с-с Гудит поезд туту-ту-ту Уточнить и Употребление сущ. в Составление «Стрельба» чётко расширить винительном предложений: произносить знания детей падеже. Что нужно Папе нужна чередование об Армии папе? (молоток, отвертка. Папе звуков {к}, {г}. пилу, отвертку, нужен молоток. «Гудит пароход» гвоздь) Рот открыт, губы в улыбке, кончик языка опустить вниз, длительно произносит звук {ы}. «Танк» Многократно побарабанить кончиком языка по верхней десне с произнесением звука {т}:т-т-т… Февраль Формирование Местоимения МОЙ, Составление Развивать 6 занятие умений: МОИ, МОЯ с фразы: Я умею интонационную Части соотносить существительными топать. Я умею выразительность тела и предметы и единственного и прыгать. Я умею речи, модуляцию лица изображения с множественного стоять. голоса на их словесным числа. (моя нога – материале пальчик дедушка… » Подвижны е игры: «Бол ьшоймаленький» П.и. «Аты Баты». Работа с разрезным и картинкам и П.и. «Аты Баты». Аппликаци я «Ракета» «Мы руки поднимаем …» «Мы ногами топ- обозначением, мои ноги) показывать части тела в соответствии с просьбой взрослого. звукоподражаний: Топ – малыш идет, Ам – мальчик кушает, Фу – девочка не хочет есть, Ох – болит зуб. Ух – дядя работает, Эх – мальчик танцует, Ха-ха-ха – дети смеются, Ах – душистый цветок. Февраль Формирование Употребление Учить Артикуляционная 7 занятие умений: существительных в составлять гимнастика. Сказк Части соотносить творительном предложения по а "О Веселом тела и предметы и падеже: руками, действиям Язычке" (М.Г.Ген лица изображения с глазами, ушами и инг и Н.А.Герман) их словесным т.д. обозначением, показывать части тела в соответствии с просьбой взрослого. топ…» «Мальчикпальчик» су-джок Работа карандашо м «Нарисуем волосы» Март 1 занятие Весна Март 2 занятие Весна Март 3 занятие Мамин праздник Март Мы руки поднимаем …» «Мы ногами топтоп…» Обвести по точкам лицо Уточнить и расширить пассивный словарь детей по теме «Весна» Уточнить и расширить пассивный словарь детей по теме «Весна» Расширять словарь детей прилагательны ми (заботливая, любящая) Согласование Учить подбирать Артикуляционная существительных с прилагательные гимнастика прилагательными; к сущ.; «История веселого язычка» П.и. «Здравству й солнце золотое» Согласование существительных глаголами П.и. «Здравству й солнце золотое» Вслушиваться Расширение Закреплять Артикуляционная с умение отвечать гимнастика на вопросы «История полным веселого язычка» предложением Расширение словаря имен прилагательных (красивая, добрая, веселая, ласковая) Формирование умения отвечать на вопросы по картинкам. Практическое усвоение согласования существительног о женского рода с прилагательным и. Составление Упражнение «Капризуля» Пропевание гласных звуков «Мама песенки поет» Игра с прищепкам и «Помогаю маме» Музыкальн ая игра «Я пеку» Упражнение Самомасса 4 занятие Мамин праздник в речь, давать глагольного словаря: небольших звуковые и вяжет, моет, чистит, рассказов по двигательные варит и т.д. образцу про реакции. маму. Это моя мама. Ее зовут Оля. Она красивая и добрая. Я ее люблю. Март Совершенствов Обучать Совершенствова 5 занятие ать навыки употреблению ть Дикие выполнения местоимений: мой, диалогическую животны трехступенчато моя, мое. речь. Обучать е весной й инструкции: Называние ответам на узнай, назови, детенышей вопросы по положи. животных. сюжетным Обобщающее картинам. понятие «дикие животные» Март Совершенствов Называние Составление 6 занятие ать навыки детенышей простых Домашни выполнения животных. предложений е трехступенчато Уточнять активный (Серая кошка животны й инструкции: глагольный словарь: спит. Большая е весной узнай, назови, идет, спит, ест и т.д. собака ест.) положи. Обобщающее понятие «домашние животные» Март Расширить Формировать Формировать 7 занятие представления словарь по теме способность Первые детей о «Цветы» детей к цветы характерных Формировать общие использованию признаках представления о диалогической весны цветах, их речи, отвечать характерных на вопросы признаках. педагога. «Капризуля» Пропевание гласных звуков «Мама песенки поет» ж «Помогаю маме» Графическ ие задания «Украсим торт» Артикуляционная гимнастика «Как язычок гулял в лесу» Закреплять умение проводить прямые линии и закрашиват ь готовые изображен ия. Подражание животным: «Кто как голос подает» Будут ручки играть, Глаза и носик – помогать. Фиалок цветки (Переплести пальцы) Распускают лепестки. (Плавно разжать пальцы) Ветерок чуть дышит, (Легко плавно подуть) Лепестки колышет. (Пошевелить пальцами) К цветку носик приближаем, (Податься вперед) Аромат цветов Упражнен ие с мячиками Су Джок. Март 8 занятие Первые цветы Апрель 1 занятие Перелетн ые птицы Выполнение трехступенчато й инструкции: возьми, назови, разложи. Закреплять знания основных цветов. Закреплять умение группировать предметы по признакам. Формировать Формировать навык работы обобщающее по словесной понятие инструкции с «перелетные птицы» зрительной опорой. Апрель 2 занятие Перелетн ые птицы Расширить представления детей о частях птицы (крылья, клюв, перья, лапы, когти) Расширять глагольный словарь. Совершенствовать грамматический строй речи (дифференциация глаголов в форме единственного и множественного числа) Апрель 3 занятие Насеком ые Обучать пониманию пространственн ых отношений двух предметов, выраженных пр едлогами на, в, под, около, за, от и наречиями вверху, внизу, высоко, низко, справа, слева). Дифференциац ия глаголов: летает-улетает, прилетел- Актуализация словаря по теме «Насекомые», математического словаря (один, два, три, много, ни одного). Апрель 4 занятие Насеком ые Развивать умение разгадывать загадки о цветах. вдыхаем. (Тянуть носом воздух) Повтор предыдущей игры. Составление предложений. Грач сидит. Ласточка летит. Кукушка ходит. Вот пришла уже весна, повторяем дружна – «А» Мы присели на траву, повторяем дружно – «У» И на улице тепло, повторяем дружно – «О» Прилетели соловьи, повторяем дружно – «И» Составление Вот пришла уже словосочетаний: весна, повторяем быстрая дружна – «А» ласточка, Мы присели на важный грач, траву, повторяем хитрая кукушка, дружно – «У» ловкий скворец И на улице тепло, повторяем дружно – «О» Прилетели соловьи, повторяем дружно – «И» Чтение сакзки «Летела муха Чуковского около уха…» «Муха Цокотуха» Расширение словаря Беседа по сказке по теме части Чуковского насекомых: крылья, «Муха лапы, усики Цокотуха» Звукоподражатель ная игра: звенит комарик ЗЗЗЗ Жужжит жук Раскрашив ание цветов с помощью губки. П.и. «Птицы» Собрать ласточку из геометриче ских фигур. П.и. «Птицы» Рисование пальчикам и: «Червячки для птиц» «Посмотри , кто спрятался в комочке» (разворачи вание бумаги) П.и. «Бабочки и цветы» Рисование лапок насекомым Раскрашив перелетел. ЖЖЖ (тихо – громко) Формировать умение Учить подбирать Артикуляционная составлять простые антонимы: гимнастика «Рыбк предложения по большая-, а шевелит сюжетным теплая-, твердая- губами» (дети картинкам. тихо проговаривают слоги па, по, пу. Апрель 5 занятие Водоем и его обитател и Дать представление о водоёме. Развивать пассивный словарь: водоросли, озеро, аквариум, река. Апрель 6 занятие Водоем и его обитател и Развивать умение пониманию вопросов сюжетным картинам. Апрель 7 занятие Цветы. Развивать умение выполнять трехступенчату ю инструкцию педагога: найди нужный цвет, назови, собери. Дифференциац ия глаголов: растет-вырос, расцветаетрасцвел. Май 1 занятие Моя деревня. Моя улица. Развивать Знакомство с умение понятиями деревня, понимать улица, адрес, вопрос и детский сад, школа, инструкцию магазин. взрослого. Формировать умение понимать и правильно к использовать в речи предлоги в, на, под, между. Развивать умение разгадывать загадки. Звукоподражание: квакает лягушка ква-ква-ква, бежит быстро водомер вжихвжих-вжих, утка крякает кря-крякря, а комарик заза-за Активизация словаря Составление Весёлый по теме (стебель, предложений: Я колокольчиклист, лепестки) сорвал красный Динь-динь-динь, Учить употреблению мак. Я нашел Смеётся и существительных желтый тюльпан хохочетмножественного Динь-динь-динь. числа Звенит он под дугоюДинь-динь-динь, Зовёт он нас с тобоюДинь-динь-динь. Там звёзды светят яркоДинь-динь-динь. Мороз везёт подаркиДинь-динь-динь. Совершенствова ть умение отвечать на вопросы, побуждать к участию в беседе Артикуляционная гимнастика «Веселый язычок» Пропевание гласных звуков: УА, АУ, ОА, ОУ. ание бабочки П.и. «Сом» Собрать картинку из 4 частей. П.и. «Сом» Собрать в черепашку ракушки. П.и. «Мы на луг ходили» Складыван ие цветов на планшете из камушков марблс. Музыкальн ая игра «Мы в автобусе сидим» Железновы Графическ ое задание нарисуй дорогу от дома к магазину. Май 2 занятие Правила дорожног о движени я Формировать активное произвольное внимание к речи, понимать ее содержание Активизация словаря по теме «Транспорт», «Правила дорожного движения» Май 3 занятие Лето Обучение пониманию наречий: высоко-низко, далеко-близко, тело-холодно. Расширение и уточнение словаря по теме «Лето» Составление предложений по картинкам. Практиче ское употребление предлогов ПОД, НА. Май 4 занятие Лето Учить оречевлять игровую ситуацию. Чтение рассказа «Летом в лесу» с показом предметных картинок. Дети называют слова соответственно смыслу прочитанного предложения. Обучение Усвоение Составление пониманию родительного падежа словосочетаний: предлогов: ИЗ- множественного летнее солнце, ЗА, ИЗ-ПОД, числа: «Чего много летний дождь, ОКОЛО летом?» летняя трава и т.д. Артикуляционная гимнастика: «Гараж двери открывает и машинка выезжает» И.А.Волошиной Звуковые упражнения «Машина едет в гараж» (вести по дорожке пропевая гласные звуки) П.и. «Светофор » Игра с прищепкам и (на каждый цвет светофора прицепить прищепку такого же цвета) Артикуляционная гимнастика «Летняя прогулка» П.и. «Ветер веет над полями и качается трава» Раскрашив ание солнышка пластилино м. Проговаривание П.и. «Ветер чистоговорок. За веет над – за – за, вот полями и порхает стрекоза. качается Ры – ры – ры, трава» прилетели Рисование комары. Чок – чок карандаша – чок, по листу ми ползет жучок. Вей «Летний – вей – вей, дождь» прибежал к нам муравей. III. Организационный раздел 1. Особенности организации предметно – развивающей среды. Важнейшим условием реализации данной программы является создание развивающей и эмоционально комфортной для ребенка образовательной среды. Используются на занятии: погремушки, шарики Су-Джок, музыкальные инструменты, краски, кисточки для рисования, цветные карандаши, раскраски, пластилин. 2. Материально – техническое обеспечение • учебные пособия и другие тексты (первоисточники, издания справочного характера, периодические педагогические издания и пр.); • методические разработки (рекомендации). Список литературы 1.Н.В.Нищева. конспекты подгрупповых логопедических занятий в младшей группе детского сада.-СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2019 2.Е.М.Косинова .Логопедические игры и упражнения для формирования правильной речи. –М. : Махаон, Азбука-Аттикус, 2019 3. Воробьева В.К.Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб. пособие /В.К. Воробьева// —2006. — С158. 4. Сингаевская О.В., Соболева А.В. Развитие связной речи дошкольников. Логопедия сегодня./О.В. Сингаевская//- 2011г. - №2. - С.26-30 5. Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина//— М.: Просвещение, 1989.—223с.: ил. 6. Безруких М.М. Тренируем пальчики. 7. Белая А.Е., Мирясова В.И. «Пальчиковые игры для развития речи дошкольников», /А.Е.Белая, В.И. Мирясова // Творческий центр «Сфера», М. -2002. 8. Ивчатова Л. А. Су-джок терапия в коррекционно-педагогической работе с детьми // Логопед - 2010. №1. - с. 36-38 Приложение. Формы организации и проведения занятий. К нам пришел гость: 1. он хочет посмотреть и послушать, что ребенок умеет делать и как умеет произносить; 2. гость не умеет делать артикуляционную гимнастику или произносить правильно звук и просит его научить; 3. гость принес с собой разные задания для ребенка и просит их выполнить. В каждом варианте ребенок выполняет предложенные ему задания. Идем в гости В гости отправляется сам ребенок или игровой персонаж. По дороге ему приходится преодолевать различные препятствия, выполняя задания логопеда или встреченных в пути персонажей. (Оборудовать и провести такое занятие можно как настольный театр.) Мы пришли в гости: 1. удивим хозяев, приготовив для них сюрприз; покажем им, что умеем делать; 2. поможем хозяевам, которые никак не могут в чем-то разобраться. Посылка Логопед приносит на занятие посылку, отправитель которой известен сразу или имя его выясняется в ходе занятия. Разбирая посылку (игрушки, картинки, карточки и т.д.), ребенок выполняет приготовленные для него отправителем задания. Письмо Этот сюжет аналогичен предыдущему, только задания даются в письменном виде, а ребенок вместе с логопедом выполняет их, используя имеющийся в кабинете наглядный и дидактический материал. План Ребенку предлагается план, согласно которому в кабинете находятся конверты с заданиями. Двигаясь по кабинету, ребенок находит и выполняет приготовленные для него задания. План может подсказать ребенку порядок их выполнения (например:«Сначала выполни задание из синего конверта, потом из зеленого…» или «Это задание предложила белка, а кто готовит следующее – посмотри по плану»). Путь по карте («Остров сокровищ», «Зарытый клад») Ребенку предлагается рисованная карта (можно использовать готовую настольнопечатную игру). Передвигаясь от одного пункта к другому, обозначая при этом свой путь фишкой (хорошо использовать игрушки из киндер-сюрприза), ребенок выполняет задания, преодолевая преграды. Прохождение пути по карте возможно в ходе одного занятия, а может растянуться и на несколько. В конце пути ребенка ждет сюрприз. Поле чудес Перед ребенком на карточках или из букв разрезной азбуки выложено слово. Чтобы перевернуть и узнать очередную букву, ребенку нужно выполнить задание логопеда. После того как все слово будет раскрыто, ребенок сам или с помощью логопеда читает его. Как вариант, это может быть какой-нибудь персонаж, имя которого нужно отгадать. Когда ребенок прочитает имя, логопед выставляет картинку с его изображением или игрушку. Стройплощадка Ребенок из деталей конструктора или частей разрезной картинки строит дом (детский сад, школу или любое другое здание). При этом чтобы завершить каждый элемент постройки или получить нужную деталь конструктора, часть картинки, ребенок выполняет задание логопеда. Постройка не должна быть сложной, а количество деталей должно быть таковым, чтобы ребенок уложился в отведенное для занятия время (например, домик может быть из нескольких кубиков и готовой крыши, а картинку можно предложить из шести-девяти частей в зависимости от возраста ребенка). Проявляющаяся картинка Перед ребенком на столе изображением вниз лежит разрезная картинка. После каждого выполненного задания части картинки переворачиваются, постепенно «проявляя» изображение. Таким образом, к концу занятия ребенок увидит картинку. Это может быть «подарок» для ребенка (изображение цветка, игрушки и др.) или портрет персонажа, который и приготовил все задания. Цирк Цирковые артисты (это могут быть картинки или игрушки) не просто выступают в цирке, а выполняют задания, при этом ребенок им активно помогает: например, жонглер ловит мячи с заданным звуком; попугай передразнивает, повторяя слова; умный слон топает столько раз, сколько слогов в слове и т.п. Веселая школа В одном случае ребенок попадает в необычную школу (например, лесную) и вместе с другими учениками учится сам, помогает другим, выполняя задания логопеда, который является учителем этой школы или выступает от лица учителя. В другом случае ребенок может сам быть в роли учителя в подобной школе и учить своих необычных учеников, показывая им, как нужно правильно выполнять то или иное задание. Занятие — сказка В ходе рассказывания и наглядной демонстрации хорошо знакомой ребенку сказки логопед предлагает помочь персонажам, выполнив различные задания (замесить вместе с бабушкой тесто, «пробежаться» с Колобком по дорожке, перехитрить лису и т.д.). На таком занятии может быть использована и авторская сказка, которую логопед придумывает сам и разыгрывает вместе с ребенком с помощью картинок или игрушек. Ребенок не только смотрит и слушает, но и является активным участником сказки, выполняя предложенные логопедом задания.